НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Львовский театр оперы и балета

Львов. Проспект Ленина. Театр оперы и балета имени И. Я. Франко.21 сентября 1940 года оперой «Тихий Дон» был открыт Львовский государственный академический театр оперы и балета — первый украинский стационарный оперный театр на Западной Украине.

Одно из красивейших театральных зданий (бывший Большой городской театр; зрительный зал на 1080 мест) построено в 1900 по проекту выпускника Берлинской архитектурной академии, директора Львовской высшей художественной школы архитектора Зигмунда Горголевского (1845–1903).

Он удивил жюри выбором места для строительства, предложив центр города, хотя на то время место, выбранное Горголевским, было сильно застроено. Архитектор смело предложил «спрятать под землёй» речку Полтву, протекающую в этом месте, а вместо фундамента впервые в Европе использовал цельную бетонную основу.

Первый камень в основание театра был заложен в июне 1897 года. З. Горголевский сам руководил и земляными, и строительными, и распорядительными работами, привлекая к строительству лучшие львовские и зарубежные фирмы.

Основная нагрузка легла на известную в то время строительную организацию инженера И. Левинского. Для строительства использовались местные материалы. За границей изготавливались формы деталей из мрамора и специальное полотно для росписи фойе. Монтаж электрического освещения проводила австрийская фирма «Сименс», механизацию сцены — польская фирма из города Санок.

Строительство длилось почти три года. Оно было осуществлено на средства, выделенные городской управой и добровольные пожертвования. Стоимость строительства составляла 2,4 миллиона австрийских крон.

Театр построен в классических традициях с использованием форм и деталей архитектуры ренессанса и барокко, или в стиле, называемом «псевдоренессанс». Театр, богато декорированный как внешне, так и внутри, стал сосредоточением скульптурных и художественных произведений Западной Европы конца ХІХ столетия.

В отделке театра принимали участие такие мастера скульптуры, как П. Войтович, А. Попель, Е. Печ, Т. Баронч, художники: Т. Попель, М. Герасимович, Т. Рибковский, З. Розвадовский, С. Дембицкий, С. Рейхан.

Большой городской театр (назывался так до 1939 г.) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии театра принимали участие художник Г. Семирадский, писатель Г. Сенкевич, композитор И. Падеревский, делегации из разных европейских театров. На этом вечере, в помещении театра состоялся показ первого спектакля — лирико-драматической оперы «Янек» В. Желенского, рассказывающей о жизни карпатских верховинцев. Главную партию исполнял прославленный украинский тенор Александр Мышуга, для которого она была специально написана.

До 1900 года оперные и балетные спектакли ставились на сцене театра мецената графа Станислава Скарбека. Новый театр был приспособлен для приёма гастролирующих оперных и балетных коллективов. В театре в постоянном составе работали драматическая и оперная труппы.

В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса.

В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР.

Большой городской театр был переименован в Львовский государственный театр оперы и балета, театр вошёл в подчинение Министерству культуры Украины. Реорганизовали оркестр, хор, балетную труппу, среди солистов оперы появились новые имена — выпускники Киевской, Харьковской и Одесской консерваторий. На должности главных дирижёров пригласили М. Покровского и М. Гончарова. Из разных городов приехали преподаватели: режиссёры, балетмейстеры, художники.

Сезон 1940-1941 гг. стал творческим стартом в работе львовского театра. В афишу первого сезона вошли оперы: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Наталка Полтавка» М. Лысенко, «Травиата» и «Аида» Д. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Чио-Чио-сан», «Богема» Д. Пуччини, балеты «Дон Кихот» Л. Минкуса, оперетта «Цыганский барон» И. Штрауса.

В течение первого сезона театр поставил 11 спектаклей, в т. ч. оперы «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Кармен», «Аида», балеты «Красный мак», «Дон Кихот».
* * *
Назначенная на 26 июня 1941 года премьера спектакля «Лилея» не состоялась. Раскупленные билеты так и остались у тех, кто хотел попасть на новый балет украинского композитора К. Данкевича. Война прервала работу театра. Но нашлись энтузиасты, которые молчаливый театр разбудили и оживили... Не легко было режиссёру В. Блаватскому скомплектовать полный состав артистов для спектаклей, но, всё же, ему удалось найти музыкантов, хористов, танцоров и драматических актёров. В. Блаватский отважился поставить украинскую оперу М. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем».

В середине ноября 1941 г. Украинский львовский театр открыл театральный сезон 1941-1942 гг. «Запорожцем за Дунаем». Ставил оперу режиссёр Й. Стадник, дирижировал — Л. Туркевич.

В годы немецкой оккупации (июль 1941 и июль 1944) были поставлены оперы: «Аида», «Кармен», «Травиата», «Мадам Баттерфляй», «Цыганский барон», «Трубадур», «Каваллерия Рустикана». Плодотворно работали балетмейстеры Вигилиев, Тригубов, Штенгель.

В театр приглашались для новых постановок также немецкие дирижёры. В постановке Вигилиева шли с большим успехом «Дон Кихот», «Пер Гюнт», «Коппелия», «Сельская любовь» и другие. Испанская газета писала, что Львовский оперный театр был наилучшим в Европе в военное время.
* * *

После освобождения Львова от фашистских захватчиков, в мае 1945 года, оперой М. Вериковского «Наймычка» начался первый послевоенный оперный сезон.
В этом же сезоне шли оперы «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Травиата» Д. Верди, балет «Коппелия» Л. Делиба, русская и западно-европейская классика, произведения украинских композиторов.

К столетию со дня рождения (1956 г.) великого украинского писателя Ивана Франко театру присвоили его имя. А через десять лет за большие творческие успехи театр получил статус Академического.

В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году.

[об оперном репертуаре]
Среди наиболее значительных постановок: оперы — «Далибор» Сметаны (1950, впервые в СССР), «Молодая гвардия» (1953); «Железный дом» Тамберга (1969), «Золотой обруч» Лятошинского (1970; Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), «Эрнани» (1970), «Хованщина» (редакция Д. Д. Шостаковича, 1973), «Зачарованный замок» Монюшко (1974) и балеты — «Лилея» Данькевича (1946), «Семь красавиц» (1954); «Пан Твардовский» Ружицкого (1958; впервые в СССР), «Спартак» (1965); «Сотворение мира» Петрова (1972).

На сцене театра прошли первые постановки опер — «Лесная песня» (1958) и «В воскресенье поутру...» (1966) Кирейко, «Зарево» Кос-Анатольского (1959), «Украденное счастье» Мейтуса (1960), балетов — «Платок Довбуша» (1951), «Сойкино крыло» (1956), «Орыся» (1964) Кос-Анатольского, «Тени забытых предков» Кирейко (1960), триптих «Предрассветные огни» Кирейко, Дычко, Скорика (1967).

В развитии театра видную роль сыграли дирижеры Н. Д. Покровский (1940-41), Л. М. Брагинский (1945-1948,1951-52), И. А. Зак (1948-50), Я. А. Вощак (1953-1963), Ю. А. Луцив (1963-73) и певцы — А. Выспрева, А. Дольский, П. Дума, Т. Я. Ткаченко, H. M. Шевченко, Н. В. Шелюжко.


В этом театре впервые на территории Западной Украины была создана балетная труппа. В 1940-41 под руководством Н. И. Трегубова поставлены балеты «Красный мак», «Дон Кихот»; «Пер Гюнт» на музыку Грига.

Великая Отечественная война прервала работу труппы над постановкой «Лилеи». Первый послевоенный спектакль — «Бахчисарайский фонтан» (1945). Значительным событием в жизни театра стала постановка «Лилеи» (1946), осуществлённая В. И. Вронским.

Большую роль в становлении балетной труппы сыграла работа К. Я. Голейзовского над оригинальным воплощением «Бахчисарайского фонтана» (1949), а также постановки русской балетной классики: «Лебединое озеро» (1947), «Спящая красавица» (1952), «Раймонда» (1953).

Важный период в творческой жизни коллектива связан с деятельностью Трегубова, возглавлявшего труппу в 1948-1958; театр обратился к постановкам произведений композиторов союзных республик, оригинальное сценическое решение получили «Лауренсия» (1950); «Берег счастья» Спадавеккиа (1950), «Медный всадник» (1951), «Семь красавиц» (1954); «На берегу моря» Юзелюнаса (1956).
[о балетном репертуаре]
Уделяя большое внимание созданию национального репертуара, Трегубов по-новому поставил «Марусю Богуславку» Свечникова (1953), создал в содружестве с композитором А. Кос-Анатольским историко-героический балет «Платок Довбуша» (1951) и лирический балет «Сойкино крыло» (1957, по новелле И. Я. Франко), в которых объединены элементы классического и гуцульского народного танца; позже эту линию успешно продолжил М. С. Заславский в работе над героическим балетом на современный сюжет «Орыся» Кос-Анатольского (1964; 2-я ред. 1968). В 1958 львовская балетная труппа впервые в СССР поставила балет польского композитора Л. Ружицкого «Пан Твардовский».

В спектаклях 40-50-х годов раскрылись индивидуальности артистов М. Беловой, В. М. Ильинской, М. Н. Мономахова, В. М. Обертена, М. Н. Печенюка, Н. В. Слободян, О. Н. Сталинского, А. В. Ярыгиной.

В балетах «Тропою грома» (1963), «Лилея» (1964), «Золушка» (1965), «Спартак» (1966); «Предрассветные огни» Дычко и «Ведьма» Кирейко (оба — в 1967), постановка А. Ф. Шикеро, по-новому проявилось сценическое дарование мастеров старшего поколения — Слободян, Г. А. Исупова, С. И. Клур, О. С. Поспелова, И. Р. Красногоровой, Сталинского, а также молодых артистов — Е. М. Бочище, Ю. И. Карлина, В. М. Товстанова, В. В. Якимовича и др. В театре успешно работали балетмейстеры С. В. Дречин, К. А. Муллер.

Большое значение для работы труппы имела деятельность балетмейстера Заславского, утверждавшего в своих постановках реалистическую танцевальную образность, выразительные пластические характеры. Его «Легенда о любви» (1963); «Три мушкетёра» Баснера (1966), «Ромео и Джульетта» (1968); «Сотворение мира» Петрова (1968) и «Тиль Уленшпигель» Глебова (1974) определили искания и творческое лицо коллектива. Спектакли театра отличались яркостью, масштабностью и оригинальностью декорационных решений.


Это к вопросу о театре вообще и украинским авторам и украинскому языку в частности.

Сейчас Театр носит имя Саломеи Крушельницкой.
Памятник на могиле Крушельницкой
Зачем сменили название - понятно, глупо и назло. И в общем-то достаточно, мягко говоря, некорректно по отношению к самой Крушельницкой.
Иван Франко, друживший с Амвросием Крушельницким, присутствовал на одном из первых выступлений юной Саломеи. Тогда же началась и их дружба.
После смерти Ивана Яковлевича особое место в творческой деятельности певицы занимали концерты, посвященные его памяти и памяти Т. Г. Шевченко. Для участия в этих концертах она (будучи замужем за итальянским адвокатом, постоянно проживая и изредка выступая в Италии, потому ушла со сцены) часто приезжала на Западную Украину.

Иван Франко умер 28 мая 1916 года в бедности и был похоронен на старейшем львовском Лычаковском кладбище.
16 ноября 1952 года умерла Саломея Крушельницкая. Её похоронили на том же Лычаковском кладбище рядом с могилой друга и наставника — Ивана Франко.

Надгробье на её могиле тоже улучшили, сразу виден замысел автора: здесь покоится оперная дива и красивейшая женщина, да, вновь с безупречным уважением к воле и вкусу выдающейся певицы (на фото справа - скульптура, которую она лично поставила на последнем пристанище любимого отца в с. Белое).
Впрочем, с памятниками Саломее Амвросиевне вообще явно не везёт(((....

* * *
[ария Тоски в исполнении Крушельницкой и фильм о ней]


Tags: 40-е годы, Великая Отечественная война, Италия, Малороссия/Украинская ССР/Украина, СССР, архитектура, балет, документальный фильм / хроника, начало ХХ века, опера и оперетта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments