НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Выставки в Русском музее

Сразу две масштабные выставки Русского музея посвящены народному искусству.

Строгановский дворец представляет подзоры – декорированные вышитыми, ткаными и кружевными узорами края простыней, украшавшие свадебную постель и входившие в состав приданого. В Мраморном дворце экспонируются образцы духовной народной гравюры (печатные лубочные листы, изображающие события ветхозаветной и евангельской истории, жития святых подвижников), заменяющей в деревенском и низовом городском быту икону. Объединяет выставки и то, что подавляющее большинство вошедших в экспозицию произведений выставляется музеем впервые.

Из-за своей дешевизны «бумажные образа», как иначе называли народную икону, пользовались значительным спросом. И целые села жили тем, что раскрашивали картинки, организовав лубочный промысел. Технологически это могло происходить, как на представленном в экспозиции полотне мастера жанровой живописи Николая Ефимова «Старушка, раскрашивающая лубочные картинки» (1876), то есть кисточкой и за столом. Но могло быть и иначе, когда листы раскладывались прямо на полу, а ползающие вокруг женщины и дети раскрашивали изображение обмакнутым в краску пальцем. Краски использовали самые дешевые – минеральные. Обилие в работах первой трети XIX века оранжевого цвета связано не с особенностями художественного замысла, а... с предельно низкой стоимостью оранжевого тона.

В конце XVII столетия народную картинку печатали на бумаге деревянными досками, начиная с двадцатых годов XVIII века – медными, во второй половине XIX – с литографского камня... Технический взрыв в полиграфической промышленности начала XX столетия и массовое появление цветной печати сделали возможности лубка практически безграничными.

Что до сюжетов, то они «переходили» в лубки из икон или же черпались в работах профессиональных художников, возникая в переработанном и адаптированном к народному восприятию виде. На выставке можно оценить иконографическую близость произведений народного искусства и профессиональной гравюры. Особый интерес представляют работы, выполненные в мастерской слободы Мстера Владимирской губернии, которая принадлежала крестьянину Ивану Голышеву – единственному мастеру, не только воспроизводившему чужое, но и рисовавшему самостоятельно, так как он был художником, закончившим Строгановское училище в Москве...

«Народная икона» свидетельствовала о более чем скромном достатке своего владельца. Простынями с подзорами могла похвастаться далеко не каждая семья. Когда и откуда эта традиция появилась в русском быту – доподлинно неизвестно. Самое раннее «документальное» свидетельство о вышивке на простынях относится к 1701 году и связано с девушкой из рода Юматовых, получившей в приданое среди прочего «две расшитые простыни».

Увлечение вышивкой было распространено в середине XVIII – начале XIX веков: с небывалым мастерством крепостные вышивальщицы, работая сутки напролет, создавали сложные многофигурные композиции. В технике строчки «по письму» отображалась праздничная сторона быта сельской усадьбы; «строчки по перевити» – воспроизводили архитектурные строения (терема, многоярусные палаты с башнями и куполами), гулянья в роскошных садах и свадебные застолья. Самые разнообразные по сюжетам – подзоры, выполненные в технике «по плетеной сетке», заимствованной из древних видов плетения рыболовных сетей. Они выполнялись с оригиналов, коими могли быть как лубочная картинка, так и профессиональная гравюра.

В экспозиции можно увидеть «вышитое воплощение» «Трапезы благочестивых и нечестивых», воссоздающее популярный лубок первой половины XVIII века; символы и аллегории из книги «Эмблемы и символы»; самые разнообразные сказочные и литературные сюжеты...
И. Сидельников. Вышивальщицы.
Tags: Петербург, Русский музей, анонсы, выставка, живопись, русская цивилизация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment