НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

175 лет РЖД в Щербинке

zahmuh 175 лет РЖД в Щербинке 7-9 сентября
http://www.metromost.com/?p=2434

А также:
serokoy Макет паровоза к 175-летию
Удивительно, в этом сообществе нет ещё ни одной записи про показ в Щербинке, а ведь уже два дня прошло! :)
Фотки техники постить не буду, а вот мимо этого не смогу пройти. На Щербинке показали прекрасный макет, разрез паровоза. Не знаю, там он останется или ещё где, но это замечательное пособие для желающих узнать, как устроен паровоз.
Рядом с ним стоит поясняющая табличка, которую всё равно никто не читает. :) Макет был изготовлен в июле 2012 года и привезён к празднованию 175-летию железных дорог.
Подобные разрезы - норма для зарубежных технических музеев, однако у нас я такой увидел впервые. Может, в ЦМЖТ что-то есть?


Некоторые части макета крупнее:

Топка. Виден краешек шуровочного отверстия, куда кидается уголь, три циркуляционные трубы, нужные для равномерного распределения воды, фактически для перемешивания, и опирающийся на них арочный кирпич. Кирпич нужен для того, чтобы потоки нагревшегося воздуха (а они идут снизу, с колосниковой решётки, не видной на фото) не сразу улетали в трубы котла, а приобрели достаточную температуру, плюс успела догореть сажа. "Лес" стержней вокруг топки - это связи, на них держится топка, и они же не позволяют её сплющить давлением. Кроме того, связи подвижны - для компенсации теплового расширения.



Если присмотреться, то трубы (выкрашены синим), идущие из топки вдоль котла, выполнены двух диаметров. Тонкие - это дымогарные трубы. Служат для удаления продуктов горения и нагрева воды в котле. Толстые - это жаровые. В них, как видно на фото, в свою очередь идёт ещё четыре трубы, выкрашенные жёлтым цветом. Толстые трубы также служат для того, чтобы продукты сгорания топлива удалялись в трубу, но нагревая не только воду, но и эти самые жёлтые трубы, однако про них чуть позже.



Паровозы послевоенной серии Эр, как этот вот разрезанный для макета, имеют сверху на котле один колпак. В нём совмещён сухопарник и песочница. Из сухопарника как раз и отводится пар, причём, как видно на фото, как по широкой трубе вперёд, так и назад по более узкой. По узкой трубе пар из сухопарника, так называемый свежий пар, идёт на пароразборную колонку, откуда подаётся различным потребителям: паровоздушному насосу, создающему тормозное давление, на генераторы, на инжекторы, подкачивающие воду в котёл, на прогрев смазки в маслёнках - это в простом случае. Если паровоз более сложный, как например последний советский пассажирский П36, то пар выполняет ещё массу функций, к примеру таких, как питание паровой машины податчика угля из тендера в топку и обогрева стёкол и будки.
Самая узкая серая труба на фото - это привод регулятора. Машинист, двигая рычаг, определяет, какое количество пара будет отдано в "толстую трубу" для питания паровой машины.


Но пар в цилиндры попадает не сразу. Сперва он должен пройти пароперегреватель, который выкрашен все тем же желтым цветом. Пар из сухопарника после регулятора идёт в те самые четыре тонкие жёлтые трубы, которые помещялись в толстой синей трубе, проходящей через котёл. Они называются - элементы пароперегревателя. Насыщенный пар входит в элемент, делает один виток, затем второй, и в итоге приобретает ещё более высокую температуру, чем та, которая может быть достигнута непосредсвенно в котле, до 400 градусов. В итоге повышает КПД паровоза - до желанных почти 10%, кроме того, становится возможным применять простые паровые машины однократного расширения пара.
За пароперегревателем виден конус, через который в трубу выбрасывается отработавший пар.


А вот и паровая машина. Рабочий цилиндр, который приводит в движения колёса, показан внизу. Вверху - золотник Трофимова, который ведает парораспределением, то есть определяет, подавать ли, и в какую половину цилиндра, перегретый пар. Отработав, пар выбрасывается в трубу, создавая тягу в котле - потому стало возможным сделать у паровоза трубу небольшой высоты.



«Паровая машина» на Яндекс.Фотках

Будка паровоза. Сидение помощника машиниста убрано для лучшего обзора будки.

Тендер. Видны сверху скошенные стенки угольной ямы, справа - сетка фильтра для наполнения тендера водой, а также гасящие инерцию жидкости перегородки внутри тендера, не позволяющие воде раскачивать тендер, перекатываясь по всему объёму.


Таким образом, макет вышел очень удачный. Каждая "стихия" выделена своим цветом: синей - вода, красным - огонь, серым - насыщенный пар, жёлтым - перегретый.
Tags: выставка, ж/д, транспорт, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments