?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Дмитрий Леонов

Период гражданской войны в России необыкновенно сложен для изучения в силу своей «многоаспектности», большого количества противоречащих друг другу источников и, как следствие, до сих пор не затухающих дискуссий. Гражданская война изобилует малоизвестными эпизодами, изучение которых способствует адекватной интерпретации периода в целом. К таким эпизодам относится и предлагаемый здесь сюжет. Его упоминают, в основном, церковные историки, чтобы подчеркнуть безбожный характер советской власти, устраивавшей гонения на православных верующих. Речь идет о кампании по вскрытию мощей православных святых, развернувшейся в период гражданской войны.

Интерес к данной проблематике обусловлен актуальностью изучения религии в настоящее время. Мы отнюдь не относимся к числу врагов православия, напротив, признаем необходимость обращения к его нравственным ценностям. Безусловно, православие, правильно понятое, может принести только пользу современному обществу. Сегодня большинство россиян называет себя православно верующими; открываются новые приходские храмы, школы, монастыри. Рост интереса общества к Православной церкви позволяет нам говорить об актуальности изучения ее истории.

Как уже было отмечено, «мощевой» тематики касаются прежде всего историки Церкви, с целью изображения более полной картины советского безбожия. Советская власть, несомненно, относилась отрицательно к православию и его святыням. Однако, сегодня немногим известно, что в «антимощевой кампании» изначально было виновато само православное духовенство. Факты, его компрометирующие, были лишь вовремя подмечены советской общественностью и властью и превращены в «кампанию» по вскрытию мощей.

Официальный историограф современной Церкви прот. Владислав Цыпин в недавно вышедшем третьем издании «Истории Русской Православной Церкви» упоминает о вскрытии мощей как о «серьезном потрясении церковной жизни», начавшемся будто бы с постановления Наркомата юстиции от 14 февраля 1919 г. В. Цыпин пишет: «Вскрытие проводили специальные комиссии в присутствии священнослужителей… если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились не в целости, то это обстоятельство в целях атеистической пропаганды выдавалось за сознательный обман и подделку. И некоторые из православных людей, превратно представляющие церковное учение о святых мощах, верили этому» . Версия, предложенная прот. Владиславом Цыпиным, не во всем соответствует действительности. Источники, исходящие, между прочим, из самой церковной среды, не говоря уже о литературе, изданной в советский период, свидетельствуют о неправоте современных церковных историков.

Так, священник Евгений Елховский в своих воспоминаниях, изданных несколько лет тому назад, называет в качестве первопричины вскрытия гробниц с мощами роковую ошибку архиереев, «которая допускалась ими (в угоду ли властям или по другим каким недостойным побуждениям) – это скрытность от народа о действительном положении святых мощей» . В народной среде распространено было убеждение (и оно поддерживалось частью духовенства, особенно монашествующими), что останки святых угодников Божиих обязательно должны быть нетленными, и что нетленность – это один из показателей святости умершего человека. В действительности, это был не более чем миф, развенчать который означало поколебать основы и без того сильно расшатанной веры русского народа. Таковым развенчанием занялась советская атеистическая общественность и советская власть.

Совершенно очевидно, что в период гражданской войны у молодого советского государства на первом плане стояли гораздо более насущные задачи, нежели атеистическая пропаганда, да еще в столь изощренной форме. Борьбу с религией ни Ленин, ни другие большевики никогда не ставили на первый план. Естественным представляется вопрос о том, почему вскрытие мощей проводилось именно в период гражданской войны? Современная церковная историография обходит эту проблему молчанием, хотя еще в 1920-е гг. «поповский» (как его тогда называли) историк Б.В. Титлинов писал, что «история с мощами началась случайно, в конце 1918 года в связи с осуществлением декрета об отделении церкви. 22 октября сего года в Александро-Свирском монастыре Олонецкой губ., при приеме на учет богослужебного имущества, было обнаружено, что в литой раке Александра Свирского вместо мощей находится восковая кукла» . Вполне естественно, что после такой находки местная печать заговорила об «эксплоатации религиозного чувства» церковниками, что вызвало широкий общественный резонанс. На «различных собраниях» стали выноситься резолюции о вскрытии всех мощей вообще «для разоблачения возможного обмана». Весть об олонецкой находке разнеслась по стране, и сам верующие зачастую обнаруживали желание освидетельствовать находящиеся в их храмах мощи святых. Советские власти охотно пошли навстречу этому желанию.

Из воспоминаний С.П. Каблукова, секретаря Петербургского религиозно-философского общества, известен следующий факт. В 1917 г. он участвовал в ревизии Александро-Невской лавры. «Ввиду летнего немецкого наступления на Петроград, Святейший Синод поручил архиепископу Вениамину Петроградскому, епископу Серафиму и епископу Прокопию произвести вскрытие раки с мощами св. блгв. кн. Александра Невского и освидетельствовать останки на случай их срочной эвакуации. Однако в раке с мощами святого вместо целого тела неожиданно было обнаружено чучело из воска и ваты, включавшее в себя, помимо прочего и отдельные части подлинных мощей святого». В результате произведенного по приказу Синода дознания выяснилось, что подмена произошла еще во времена царствования Петра I, с ведома некоторых архиереев, когда мощи сильно пострадали от пожара. «Обнаруженное в раке чучело, - пишет С. П. Каблуков, - было изготовлено, чтобы скрыть от верующих горькую правду о повреждении мощей от огня… Как оказалось, практика дополнения частично нетленных мощей до целого тела была широко распространена в XVIII – XIX вв.»

Таким образом, первопричиной повсеместного вскрытия мощей святых было вовсе не постановление Наркомюста, как считает прот. В. Цыпин. Постановление явилось лишь следствием открывшегося истинного положения дел. Кроме того, если внимательно читать документ от 14 февраля 1919 г., то станет ясно, что прямого указания вскрывать мощи комиссариат не давал, поскольку государство не желало открыто нарушать декрет об отделении Церкви от государства.

Поэтому, центральная власть предоставила инициативу в вопросе о мощах местным советам, давая со своей стороны указания лишь регулирующего характера.
«1. В виду установления на местах вполне организованного порядка вскрытия мощей применительно к местным условиям (по постановлению съездов советов, губисполкомов, но всегда в присутствии представителей культа и врачебного персонала), - гласило постановление, - особого циркуляра по этому поводу не издавать, предоставив инициативу на местах, и
2) для устранения возможности в дальнейшем использовать обман с мощами предложить губисполкомам по истечении некоторого времени, достаточного для того, чтобы массы могли убедиться в обмане, открытые раки со всем содержимым после описи передать распоряжением губисполкомов для направления в местные музеи, в отделы церковной старины» .

На запрос ярославской ликвидационной комиссии комиссариат юстиции ответил, что вскрытие мощей необходимо приветствовать, но поступать в этом случае следует осторожно. Вскрытие следует производить «в наиболее благоприятное для данной операции время, отнюдь не во время богослужения и не в дни какого-либо скопления молящихся». Подчеркивалось, что при вскрытии необходимо присутствие представителей местных организаций, врачей и духовенства. «Самый процесс вскрытия необходимо поручать представителям культа, а по окончании операции должен составляться протокол за подписями всех присутствующих». Разумеется, постановление исполнялось не всегда, при вскрытии случались серьезные нарушения.

Но в них повинен не комиссариат юстиции, а местные организации. Так, при вскрытии мощей преподобного Саввы Сторожевского «грубость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы» . Нарушения со стороны членов комиссии - советских деятелей замалчивались; вина священнослужителей и верующих преувеличивалась. Целый ряд представителей духовенства и верующих были обвинены в разного рода нарушениях и преданы суду. Распространенным видом нарушения было предварительное освидетельствование мощей, которое производилось священнослужителями тайно, до публичного вскрытия, с целью «предотвратить соблазн в среде верующих».

«Предотвращать соблазн» священнослужителей призывало их церковное начальство. 17 февраля патриарх Тихон разослал епархиальным архиереям указ об устранении поводов к соблазну верующих. «Считая необходимым по обстоятельствам времени устранить всякий повод к глумлению и соблазну (в том, что доселе не вызывало соблазна и было лишь благочестивым народным обычаем), - говорится в указе, - поручено Вашему высокопреосвященству… с архипастырской заботливостью и рассуждением устранить всякие поводы к соблазну в отношении святых мощей во всех случаях, когда и где это признано будет Вами необходимым и возможным» . Выполняя указ патриарха, некоторые священнослужители тайно освидетельствовали мощи святых, в чем и были изобличены. 1 ноября 1920 г. в Новгороде перед ревтрибуналом предстал епископ Хутынский Алексий (Симанский) вместе с группой священнослужителей; они обвинялись в тайном освидетельствовании мощей, находившихся в Софийском соборе, перед их официальным вскрытием. Епископ Алексий вины не признал, заявив, что считает освидетельствование мощей делом исключительно церковным и государства это не касается. Трибунал приговорил его к пяти годам заключения, других обвиняемых – к двум и трем годам, но ввиду близкой победы в Гражданской войне все осужденные были амнистированы.

Результаты вскрытия мощей были действительно компрометирующими для Церкви и удивили даже самих церковников. То, что было найдено, «вовсе не мирилось с установившимися в церковном мире обыденными понятиями о мощах, как о нетленном, сохранившемся теле, - пишет Б.В. Титлинов. – На поверку оказывалось, что в раках с мощами больше постороннего приклада, чем костей умерших, да и то далеко не в сохранном виде». Далее Титлинов цитирует протокол вскрытия мощей Тихона Задонского: «При осмотре оказалось следующее…На поверхности две белые перчатки, изображающие скрещенные руки… В изголовье гробницы оказался череп, обтянутый белой материей. По снятии белой материи оказался темный, выветренный без нижней челюсти череп, рассыпавшийся от прикосновения рук, прислоненный к тряпкам, изображавшим туловище; далее, когда расстегнули и сняли ризу, оказалась черная материя, обшитая розовой шелковой лентой до самых ног. Была размотана лента и снята материя, после чего внутри, на месте груди, оказалось около пятнадцати штук воздушниц, т. е. платков для покрытия церковных сосудов и куска белой ваты. Когда все упомянутое было снято, то обнаружена вторая обмотка красной шелковой лентой поверх старых монашеских ряс, совсем гнилых. Когда это было размотано, то обнаружены разные куски тряпок и ваты и одна литографическая, совсем новая карточка с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Место рук сверху обмотано позолоченной лентой старой материи, внутри же – разных сортов вата и тряпки. В левой руке вместо среднего пальца оказалась кость, обернутая ватой и тряпкой. Остальная часть кисти и руки состояла из тряпок и ваты. Ноги оказались около двух с половиной четвертей длины обутые в белые башмачки и шелковые чулки. Бедра и голени состояли, как и руки, из тряпок и ваты. В ступне оказались две кости полусгнившие, остальная ступень – тряпки и вата. При вскрытии тряпок, изображавших живот, извнутри поднялась пыль от гнилых тряпок в виде плесени». Б.В. Титлинов отмечает, что в раках с мощами святых часто находили посторонние предметы, как то: коробки из-под сардинок, дамские туфли, брошки и т. п. Сами же мощи были более или менее приспособлены к внешнему виду умершего человека.

Всего в 1919-1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей . Результаты их были различными, в большей или меньшей степени компрометировавшими духовенство. Результаты вскрытий, содержащие компромат на церковников, широко распространялись в периодической печати, что способствовало отпадению от православия некоторых «несознательных» верующих. Что касается большинства верующих, то о том, что вскрытие мощей оказало «сильное влияния на отход их от религии», говорить не приходится. В ряде случаев речь должна вестись об обратном эффекте, т. е. всплеске религиозности населения. Например, в апреле 1919 г., накануне вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского, у ворот лавры собралась толпа богомольцев, которая всю ночь служила молебны преподобному. Наутро народ впустили в лавру, и в течение трех дней тысячи богомольцев поклонялись праху прп. Сергия. Атеистическое по сути, мероприятие возымело противоположный эффект.

Антимощевая кампания, по сути, являлась вмешательством государственной власти в церковные дела с целью подрыва ее авторитета в массах. В 1920 г., после того, как результаты вскрытий стали известными, и власть смогла сделать вывод, что имел место целенаправленный обман верующих со стороны церковников, было издано постановление СНК РСФСР «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе», которое подвело итог всей кампании. Мощи святых, по большей части, были переданы в краеведческие музеи.

Антимощевая кампания, как и другие действия революционной власти, имела для Церкви не только отрицательное значение. Вскрытие мощей навсегда ликвидировало веками производившийся обман; в конце ХХ века останки святых были вновь переданы Церкви и ныне почитаются верующими, но, в отличие от ситуации столетней давности никто не называет мощи «нетленными». Почитание мощей святых в современном православии носит более «здоровый» характер и является воплощением сознательно исповедуемых религиозных убеждений. Тем не менее, и в современной Церкви есть люди, которые склонны идеализировать прошлое, затушевывая все неприглядное. История со вскрытием мощей напоминает, что «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12, 2), как говорил Иисус Христос.
Так и историк, искажающий прошлое в угоду настоящему, ни в коем случае не может быть прав.
Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей

Сводка вскрытий "мощей", произведенных … в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.:





Наименование мощей




Дата вскрытия




Результаты осмотра
Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.

При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: "довольно нас дурачить". … Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "я-то, дура, прошлый год приходила сюда и, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая что здесь действительно нетленный святой, а вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого".
11-19 г. (Великий Устюг).

Авраамия мученика, г. Владимир 12 февраля 1919 По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свеажестью, вследствие своей плотности к белизны. Внутри черепа вата.
Князя Георгия, г. Владимир. 15 февраля 1919 В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.
Князя Андрея, г. Владимир. 13 февраля 1919 Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.
Князя Гавриила, Юрьев-Польский. 17 февраля 1919 Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего, найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.
Петра и Февронии, г. Муром. 10 февраля 1919 Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.
Князя Константина, "чад его" Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром. 10 февраля 1919 Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головам фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью "Шура".
Ефросинии Суздальской 12 февраля 1919 Матерчатая кукла с кусками костей.
Евфимия Суздальского 12 февраля 1919 Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.

Служители культа заявили, что они будто бы сами не знали правды о мощах. (Анкета)

Митрофана Воронежского. г. Воронеж. 3 февраля 1919 Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части "тела" - мешок, набитый разной трухой без костей.
Тихона Задонского, г. Задонск. 28 января 1919 Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди - железный каркас.
Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ. 11 апреля 1919 Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
Саввы Сторожевского, г. Звенигород 17 марта 1919 Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди "мощей" две денежных марки, одна в 20 к., другая в 10.
Мстислава Удалого, Новгород 3 апреля 1919 Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.
Князя Владимира, Новгород 3 апреля 1919 Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
Анны, жены Ярослава, Новгород 3 апреля 1919 Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей - засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.
Иоанна Новгородского, Новгород 3 апреля 1919 В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалившийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.
Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, причем некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки - сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.
Александра Свирского. Лодейн. у., Олонецкая губ. 22 октября 1918 Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.
Всеволода-Гавриила 27 февраля 1919 Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.
Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев, Саратовская губ. 21 февраля 1919 В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.
Питирима Тамбовского, Тамбовская губ. 29 февраля 1919 Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.
Михаила Тверского, Тверь 18 мая 1919 Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.

Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: "А я верил и ходил на поклонение 18 лет. (Правда, №10)

Ефрема Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.
Иулиании Новоторжской, г. Торжок. 5 февраля 1919 Кости, между ними найдены кости рук (суставы пальцев), но по преданию их быть не должно, так как руки у нее были отрублены, и она "приплыла вверх по течению без рук".

Такое противоречащее житию открытие весьма смутило духовных отцов, и объяснить это "чудо" они затруднились.

Аркадия Новоторжского, г. Торжок. 5 февраля 1919 Несколько штук костей, земля, куски засохшей глины, кусок гнилой доски.
Нила Столбенского, Осташков. 25 февраля 1919 Под двумя густыми слоями ваты, до 2 ф. каждый, груда трухлых костей, переложенных ватой и пересыпанных порошком, предохраняющим от гниения. Кости далеко не все. Череп набит ватой. Кости кофейного цвета и хрупки, давность их, по заключению врачей, не одинакова.
Макария Калязинского, Калязин. 8 февраля 1919 Череп, обе плечевые кости, кость предплечья, кости бедра, все кости голеней, одна лопатка, наполовину истлевшая, несколько позвонков, несколько мелких костей. Все кости переложены ватой, которой и оказалось 5 ф. Кроме того: медных денег 115 шт., серебряных монет 7 шт., ломаная серьга, пуговица, крестик, булавка, гвоздь, две гайки, 5 кусков ладана, 4 бусинки, сушеная грушина, лаврового листа 1 1/2 ф., сосновой стружки 4 ручных пригоршни.

Большинство присутствующих были удивлены раскрытием обмана, но некоторые наиболее пожилые люди были недовольны тем, что разрушена долголетняя иллюзия нетленных мощей. Среди монахов полнейшая растерянность, замешательство и недоброжелательство. Некоторые из монахов делали вид, что не ожидали обмана. (Анкета)

Макария Жабынского. г. Белев., Тульская губ. 16 марта 1919 Гробница оказалась пустой. Вследствие указания служителей культа, что мощи "почивают под спудом", была разрыта могила под ракой на глубину 5 аршин, никаких признаков "мощей" не найдено.
Князя Феодора, Ярославль. 9 апреля 1919 Скелет, покрытый покровом высохшей кожно-мышечной ткани. На задней стороне туловища ткани нет. Кости ступней отсутствуют, а также две мелких кости. Под скелетом в середине на пелене из холста лежит раздвоенный череп (лишний), неизвестно кому принадлежащий.
Князя Василия, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Груда обуглившихся костей.
Князя Константина, Ярославль, Успенский собор. 9 апреля 1919 Два деревянных ящика. В одном на парчовой подставке две кости: плечевая левая и малобердовая. Во втором также две кости, распадающиеся с обоих концов. В самом гробе-раке, в котором заключены эти ящики, много обуглившихся мелких костей, остатки обгорелой ваты, кусочки кожи и обгорелой шелковой материи.
Игнатия Чудотворца, г. Ростов. 25 апреля 1920 Череп. На верхней челюсти 6 зубов, на нижней 10. Распавшиеся от времени кости … расположены в беспорядке. Каких-либо следов кожно-мышечного покрова не имеется. Среди костей большое количество земли и перегнившего дерева, куски извести, сгнившей материи, небольшое количество древесного угля и масса другого мусора. Среди человеческих костей обнаружен череп крысы. Лопаточная кость неопределенного зоологом млекопитающегося животного и бабка стопы двухкопытного животного. Кроме того обнаружен кусок ваты свежего вида, сахарная бумага, кусок истлевшей кожи.
Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920 Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа.
Ефросинии Полоцкой. г. Ростов. 26 апреля 1920 Мумифицированный труп. Грудная клетка разрушена. Череп отделился от шеи. Волос нигде не обнаружено. Покрывающая лицо кожа скрыта под слоем какой-то плотной коричневой массы.
Иегумена Авраамия, г. Ростов. 26 апреля 1920 Груда костей.
Павла Обнорского, село Воскресенское, Любимск. у. 26 сентября 1920 Несколько досок, старых монет, банка фиксатуара фирмы "Брокар", стружки, земля, щепки и кирпичи.
Генадия Любимского. Любимск. у. 28 сентября 1920 Небольшое количество осколков костей.

Отрывки из журнала "Революция и церковь", 1920, №№ 9-12
полностью тут



другие публикации журнала "Революция и церковь"

Постановление 1920г.
Во всех случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний, направленных к эксплуатации темноты, как со стороны отдельных служителей культа, так равно и организации бывших официальных вероисповедных ведомств, - отделы юстиции возбуждают судебное преследование против всех виновных лиц, причем ведение следствия поручается следователям по важнейшим делам при отделах юстиции или Народном Комиссариате Юстиции и самое дело разбирается при условиях широкой гласности.

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
ular76
7 сент, 2012 05:41 (UTC)
спасибо. очень интересно.
yuridmitrievich
7 сент, 2012 07:28 (UTC)
Ленин 19 ноября 1918 г. в самый разгар Гражданской войны, когда церковь не сотрудничала с большевиками, призывал не оскорблять религиозные чувства людей:
«Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться»
(Полн. собр. соч., т. 37, с. 186).
https://sites.google.com/site/lunacharskyfund/lib/o-vospitanii-i-obrazovanii/antireligioznaya-borba-v-shkole

nashenasledie
7 сент, 2012 07:34 (UTC)
Помню, такой случай году в 1931 или 32-м. Напротив школы, где учился Василий, во втором Обыденском переулке, был храм. Как-то, когда там шла служба, мальчишки возле пробовали стрелять из пугача. Василий в этом участия не принимал, а рассказывал отцу об этом. Отец спрашивает: "Зачем они это делали? Они же, молящиеся, вам учиться не мешают. Почему же вы им мешаете молиться?" Далее спросил Василия: "Ты бабушку любишь, уважаешь?" Тот отвечает, мол, да, очень, ведь это — твоя мама. Сталин говорит: "Она тоже молится". Василий: "Почему?" Отец отвечает ему: "Потому что она, может, знает то, чего ты не знаешь".
http://www.zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/06/649/42.html

и вот здесь дискуссия, немного, правда, про поздние годы
http://awas1952.livejournal.com/1513817.html
nashenasledie
19 фев, 2017 01:02 (UTC)


Законодательство о свободе совести
Декрет о земле. 27 октября 1917 года
Декларация прав народов России 2 ноября 1917 года
Сообщение СНК РСФСР от 9 января 1917 года "О выдаче краевому мусульманскому съезду "Священного Корана Османа"
Постановленiе Комиссарiата по народному просвещенiю РСФСР отъ 11 декабря 1917 года "О передаче дела воспитанiя и образованiя изъ духовнаго ведомства въ веденiе комиссарiата по народному просвещенiю"
Обращение СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока"
Декрет ВЦИК и СНК РСФСР отъ 18 декабря 1917 года "О гражданскомъ браке, о детяхъ и о веденiи книгъ актовъ состоянiя"
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 13 января 1918
Постановление Нарком имуществ от 14.01.1918 года "Об упразднении придворного духовенства, о передаче благотворительных учреждений придворного духовенства со всеми принадлежащими им капиталами в ведение народного комиссариата государственного призрения и о передаче учебных заведений придворного духовенства в ведение народного комиссариата по просвещению"
Приказ Народного Комиссариат по военным делам РСФСР от 16 января 1918 года "О расформировании всех управлений духовного ведомства"
Приказ Народного Комиссариата государственного призрения РСФСР от 20 января 1918 года "О прекращении выдачи средств на содержание церквей, часовен, священнослужителей и законоучителей и на совершение церковных обрядов"
Декрет СНК РСФСР от 23 января 1918 года "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"
Конституция РСФСР 10 июля 1918 года (Извлечения)
Постановление НКЮ от 25 августа 1920 года «О ликвидации мощей»
Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года (Извлечения) Глава III. Нарушение правил об отделении церкви от государства
Постановление НКВД и НарКом юстиции РСФСР от 15 апреля 1923 года. Инструкция "О порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых"
Постановление НКВД и НарКом юстиции РСФСР от 19 июня 1923 года "Инструкция по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении церкви от государства"
Конституция РСФСР 11 мая 1925 года (Извлечения)
Постановление ВЦИК СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях"
Конституция СССР от 5 декабря 1936 года (Извлечения)

тексты здесь - весьма познавательное чтение, особенно сравнение текстов Конституций, например


текст постановления 14 февраля 1919 года найти не удалось.

Edited at 2017-02-19 01:33 (UTC)
nashenasledie
19 фев, 2017 01:11 (UTC)
Во исполнение патриаршего указа от 17(4) февраля 1919 г. митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) предложил епархиальному совету особые правила «положения св. мощей в раки и выставления их для благоговейного поклонения верующим». Согласно этим правилам, «перекладывать мощи ватой, устраивать в них особые тюфячки и другие особые приспособления отнюдь не нужно». «Положенные в раку кости необходимо предварительно расположить на прилично покрытой доске и плотно к ней прикрепить отдельными повязками или общей пеленой; если же мощи сохранились в виде нескольких разрозненных костей, в этом случае следует собрать их в какой-либо приличный ковчежец (металлический или деревянный), который и поставить в раку (если она уже есть)».
отсюда http://studopedia.ru/13_163816_antitserkovnie-kampanii--gg.html
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner