НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Концерт Памяти Николая Николаевича Некрасова в Зале Чайковского

Концертный Зал имени П. И. Чайковского
(Триумфальная площадь)
6 СЕНТЯБРЯ, четверг, 19-00
Фонд Ирины Архиповой и Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК
представляют
«Золотые хиты Николая Некрасова»

в рамках персонального абонемента Оркестра

Николай Николаевич Некрасов. Фото: РИА «Новости», Владимир Вяткин<br />
В концерте принимают участие:

Иосиф Кобзон (баритон)
Владислав Пьявко (тенор)
Ирина Долженко (меццо-сопрано)
Татьяна Петрова (народное пение)
Аскар Абдразаков (бас)
Вера Махан (домра)
Ирина Рурак (домра)
Дмитрий Ибрагимов (балалайка)
Виталий Макорин (балалайка)
Андрей Кокорин (баян)

Дирижёры  —

Андрей Шлячков 
Владимир Гусев 
Виктор Калинский



30 июня дорогому Николаю Николаевичу исполнилось бы 80 лет.
12 сентября - исполнится полгода с того дня, как его нет с нами...

Николай Некрасов: «Знаете, я на своем веку очень много поездил. Если каждую страну брать в отдельности, то больше 60 названий. В Германии был пять раз, в Америке, кажется, шесть, во Франции – 4 раза, столько же в Испании. Должен сказать, что я не встречал публики, аудитории, которая бы принимала без восторга нашу русскую музыку, классическую и народную, и такой необыкновенный состав, который представляет русский народный оркестр».

«Обжигающе-испепеляющий оркестр Некрасова – это изумительный ансамбль. Немногие коллективы обладают таким выдающимся талантом и многообразием, как москвичи». «Нью-Йорк таймс», США.

[Оркестровый музыкант воспитывается годами. Это искусство, которое приходит только с опытом. Нас любят вокалисты, потому что мы обладаем даром аккомпанемента. Музыка - это все равно что медицинское лекарство: ею можно и убить, а можно и вылечить. Моя задача – сохранить это искусство, особенно русскую народную музыку]

- Николай Николаевич, когда Вы впервые почувствовали, что можете быть дирижёром?

- Лет в пять. У меня есть фотография, где в Колонном зале я с родителями на концерте. Там я стою и дирижирую вместе с дирижёром, стоящим на сцене. У меня появилась тогда какая-то непреодолимая тяга к дирижированию. Потом в моей жизни появились другие интересы, и я не думал, что стану музыкантом...
Дирижирование – не просто талант музыканта, это психофизическая деятельность. Дирижёр теряет в весе килограмм-полтора после каждого концерта, как при парашютном прыжке: прыгнул – килограмма нет. Но эту сложную науку дирижирования как следует до конца так никто и не может объяснить. Римский-Корсаков когда-то писал, что дирижированию научиться нельзя, человек должен родиться дирижёром.


Потомственный музыкант народный артист СССР Николай Некрасов, прежде чем взять в руки дирижёрскую палочку, был профессиональным лётчиком. Так случилось, что на следующий день после блестящего окончания Октябрьского музыкального училища он был вызван в военкомат, и ему сказали, что стране нужны лётчики, а не музыканты. Шёл 1952 год. Ещё была жива романтика послевоенного времени, и он согласился. Тем более что жизнь предоставляла немало эпизодов, требовавших настоящего мужества.

Николай Некрасов: «Однажды у меня отказал двигатель - оборвало маслопровод. Я должен был сажать самолёт вынужденно или выпрыгнуть с парашютом. Я его посадил, что было гораздо рискованнее. Но и прыжок, особенно первый, - это сложное дело. Надо переступить через себя. Помню, как открылась дверь в самолете и нам скомандовали «Приготовиться к прыжку!», и надо было прыгнуть впервые, шагнуть в эту пустоту. А там, где-то далеко-далеко, крошечные фигурки людей, работающих в поле, дорога, как маленький ручеек, вьётся... Я не пожалел об этом опыте. Каждый мужчина должен пройти через армию, если он мужчина.

Некрасов родился в старинной московской семье, с большими музыкальными традициями.

Николай Некрасов: «У нас дома музыка все время звучала… Сергей Яковлевич Лемешев у нас пел. Отец садился за инструмент, играл, а он пел. Все кругом были такие знаменитые. Мы жили в том же подъезде, где Иван Семенович Козловский, только мы на шестом этаже, а он на восьмом. Я имел честь быть с ним знакомым и мы часто разговаривали. Он всегда ходил закутанным и говорил очень тихим голосом. А у Лемешева в любую погоду была душа нараспашку, кашне так небрежно надето. Два разных характера двух наших великих теноров.
Был тогда такой замечательный исполнитель русских песен Иван Михайлович Скопцов. Лучше его ямщицких песен никто не пел с тех пор, и для меня он просто знаковая фигура».


Николай Некрасов: «ГДРЗ, Государственный дом радиовещания и звукозаписи. С этим зданием у меня очень многое связано в жизни, много впечатлений еще детских, мальчишеских. Поскольку именно здесь мой папа начал приучать меня к русским инструментам, к звучанию русского оркестра. Он тогда руководил оркестром при Хоре русской песни Тихомирова. Здесь я впервые познакомился со всей этой «кухней» и работой. У папы много было записей, на которых я присутствовал сначала просто так, а потом уже садился в оркестр и подыгрывал немножко».

Так что звучание всех этих инструментов было заложено в генах. Даже прадед Николая Некрасова был дирижёр оркестра русских народных инструментов. Вообще наш герой в своем роду - Николай Николаевич Некрасов IV (дед, отец, дядя и он сам). Он по традиции носит имя-отчество Николай Николаевич и должен был обязательно стать музыкантом.

Николай Некрасов: «Но у меня развитие шло в совершенно противоположную сторону. Я был очень увлечен химией и минералогией. Вечно ходил в прожженных кислотой штанах, за что всегда был дома нагоняй. Музыкой занимался параллельно, как, наверное, все дети у музыкантов. В это время отец и пробудил во мне любовь к тому делу, которым я занимаюсь сейчас. Я будто был где-то в долгом плавании, а потом вернулся наконец к тому, чем я должен был заниматься с самого начала, минуя все мои увлечения».

Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве 1957 года. Николай Некрасов одерживает свою первую победу: первое место и золотая медаль на международном конкурсе в рамках Фестиваля. Годом раньше он одержал совсем другую победу. Студентка фортепианного факультета Людмила стала его женой. А впереди была его первая поездка за океан, на Русский фестиваль в Америке (1959 год). В США форум подобного рода состоялся впервые. Более 200 человек представляли советское искусство всех республик нашей страны.

Николай Некрасов: «Концерт режиссировал Борис Покровский».

В составе делегации был и Николай Некрасов. В Америку не смог вылететь дирижёр, и его обязанности легли на Некрасова и Геннадия Рождественского. Он и Рождественский дирижировали Американским симфоническим оркестром, состоявшим из 160 человек, сопровождавшим программу фестиваля.

Некрасов: «Весь ужас заключался в том, что я за пультом симфонического оркестра никогда не стоял. Меня как за борт кинули, когда учат плавать. Я шел, как обреченный, которого должны были сейчас казнить. Надо сказать, что после парашютного прыжка это было самое серьёзное для меня испытание. За ночь я такую кипу разных партитур пересмотрел, даже не видел, что делают музыканты. К тому же была только одна сценическая репетиция. А через несколько концертов я уже чувствовал себя совершенно уютно в этом новом для себя качестве. Мое «крещение» состоялось в Америке».

После окончания Института имени Гнесиных в 1960 году он был приглашен в качестве дирижёра оркестра в ансамбль Народного танца Игоря Моисеева. На его счету создание огромного числа аранжировок для того состава оркестра, который был у ансамбля. «Гаучо», «Арагонская хота», обработки и аранжировки русских народных песен и танцев. Причём создавались эти композиции с учётом рисунка танца, сочинённого и поставленного Моисеевым.

Некрасов: «Он мне дал хорошую школу в жизни. Я ему благодарен за те 13 лет, которые провёл в его коллективе. У нас с ним был общий интерес - шахматы. У Моисеева я понял, что только высокодисциплинированный коллектив может быть по-настоящему художественным».

В 1973 году Николай Некрасов становится главным дирижёром и худруком оркестра русских народных инструментов. С самого начала работы в коллективе для него очень важно, чтобы музыка была эмоционально воспринята публикой. Уже через год, в 1974 году, за большие творческие успехи в исполнительской деятельности Оркестру русских народных инструментов радио и телевидения было присвоено почетное звание «Академический».

Николай Некрасов: «Когда человек работает художественным руководителем, он должен знать все о жизни тех людей, которыми он руководит. Тогда они ему верят. Оркестровый музыкант воспитывается годами. Это искусство, которое приходит только с опытом. Нас любят вокалисты, потому что мы обладаем даром аккомпанемента. Музыка - это все равно что медицинское лекарство: ею можно и убить, а можно и вылечить. Моя задача – сохранить это искусство, особенно русскую народную музыку».



* * *


Tags: Варламов, Иван Семёнович Козловский, Игорь Моисеев, Ирина Архипова, КЗЧ, Лемешев, Народный артист СССР, Память, США, авиация, анонсы, дирижер, интервью, канал Культура, концерт, русская цивилизация, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments