?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Когда появились первые самолеты, а произошло это чуть больше ста лет назад, управляли ими мужчины. Но женщинам тоже хотелось летать. Самой первой женщиной-авиатором, или, как тогда говорили, авиатриссой, стала в 1910 году француженка, баронесса Раймонда де-Ларош. Драматическая актриса, она без сожаления оставила сцену и посвятила себя авиации. В то время, пожалуй, не было занятия более рискованного, чем полеты на аэропланах — еще очень ненадежных, непрочных, неустойчивых. Недаром их тогда называли "летающими этажерками". Чуть ли не ежедневно из разных стран приходили сообщения об авиационных катастрофах. Вскоре ужасная авария подстерегла и бесстрашную де-Ларош. Аэроплан баронессы рухнул с высоты десятиэтажного дома. Летчицу нашли под обломками машины — окровавленную, страшно изувеченную. Обе ноги ее и рука были переломаны, ступня раздроблена, лицо изранено. Врачи опасались за ее жизнь. Но де-Ларош не только выжила, но и вернулась в авиацию. О несчастье с французской авиатриссой писали все газеты. Петербуржцы прежде всего искали сообщения об этой катастрофе. Читала их и Лидочка Лебедева. Она тоже мечтала стать авиатриссой, и ужасное падение аэроплана де-Ларош не испугало ее.serg_slavorum рассказывает в retro_ladies

В начале века в столице Российской империи Санкт-Петербурге жила в очень обеспеченной семье генерала русской армии юная Лидочка.

Родные видели Лидию дамой аристократических салонов. Её, дочь известного русского генерала, героя войны на Балканах 1877 — 78 годов Виссариона Ивановича Лебедева, отдают в Институт Благородных девиц (см. ниже). Но Лида мечтает о другой карьере — авиатриссы. Первый свой полет она совершила в детстве — съехала с крыши сарая на обычном зонтике. Полёт завершился падением в крапиву и родительским наказанием. Уже гимназисткой в Петербурге она, как завороженная, наблюдала за полетами аэростатов, а через пару лет сама поднялась в воздух на воздушном шаре.

В июне 1911-го, вскоре после окончания аристократического института Лидия поступает в только что открывшуюся в Гатчине авиационную школу "Гамаюн". А уже через несколько недель рисковая ученица впервые поднимается в воздух — правда, еще с инструктором.

В августе того же года прошел и первый самостоятельный полет девушки. Сведения о нем мне удалось разыскать в одной из петербургских газет. "На Гатчинском военном аэродроме экзаменовалась на звание пилота Л. В. Зверева.(в замужестве Зверева. см ниже) В четыре часа утра на аэродроме собралось несколько авиаторов, военных летчиков и много посторонней публики. Смелая авиатрисса спокойно села в аэроплан "Фарман" и, взлетев на высоту пятьдесят-шестьдесят метров, описала в воздухе пять восьмерок. Госпожа Зверева сумела сделать и весьма точный спуск".
Диплом авиатора.

23 августа 1911 года Лидии был вручен диплом пилота-авиатора за номером 31. А шел тогда авиатору в юбке всего 21-й год. С радостью она приняла авиаторский диплом под N 31. Это означало, что Лидия Зверева стала 31-м пилотом, получившим диплом в России, и первой россиянкой, обучившейся управлять аэропланом.

В том же, 1911, году авиатриссами стали еще три русские женщины: Евгения Анатра, артистка Любовь Голанчикова и княгиня Евгения Шаховская.

На грани гибели.

Тогда авиаторы нередко демонстрировали полеты на аэропланах перед публикой. Авиация была новинкой, и люди охотно платили деньги, чтобы своими глазами увидеть чудо XX века. Вместе с пилотами Петром Евсюковым, Александром Агафоновым и Владимиром Слюсаренко в начале 1912 года Лидия Виссарионовна отправилась в Баку. Затем летали в Тифлисе. В марте она со своим аэропланом была уже в Риге.

Полет здесь 1 апреля чуть не стоил ей жизни. Она поднялась на "Фармане" с рижского ипподрома. Сильный ветер начал сносить машину к трибунам, заполненным зрителями. Зверева сделала резкий маневр. Аэроплан опрокинулся. При ударе о землю авиатриссу выбросило вперед и придавило обломками.

"У всех невольно вырвался крик ужаса", — писала местная газета. Никто не сомневался, что авиатрисса погибла. К счастью, этого не случилось, но последствия аварии были серьезные. "Еле жива, — писала она в одном из писем. — При падении чуть не сломала ногу. До сих пор чувствую боль. Совершенно плохо обстоит дело с легкими. Врачи во что бы то ни стало требуют поездки на юг, а я хочу летать. При непослушании сулят скоротечную чахотку. Вот она, судьба авиаторская".
От Тифлиса до Риги.

В школе воздухоплавания Зверева познакомилась и с будущим своим супругом-пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко. В 1911-12 годах они участвуют в демонстрационных полетах в разных городах России. Полеты становятся их единственным источником существования.
Мало сказать, что полеты в те годы были опасными. "Фарманы", на которых поднимались в воздух, не имели закрытой кабины, были очень неустойчивы и при сильном порыве ветра могли перевернуться. Не случайно их называли летающими этажерками. Мировая статистика за 1912 год свидетельствует о гибели 112 авиаторов. Причина падения большинства самолетов — сильный ветер.

Вот на подобной "этажерке" Зверева и Слюсаренко выступали с демонстрационными полетами в центральных регионах России, на Кавказе.

Риск был огромный, а денег авиаторы получали немного. Порой после выступления нечем было расплатиться за гостиницу. В Тифлисе во время урагана "фарман" авиаторов был разрушен и чтобы оплатить издержки им пришлось отдать организаторам выступления свою последнюю ценность — уцелевший мотор.

После Тифлиса судьба привела летчиков в Ригу. Лидию — во второй раз.
Как в сказке!
Супруги не случайно приехали в Ригу. Город в то время считался центром российской авиации. В 1911—м строительство летательных машин начинается на знаменитом Руссо-Балте (Русско-Балтийском вагоностроительном заводе), чуть позже — на заводе "Мотор". ( Там выпускали и самые первые в России авиационные двигатели).

"Мотор" находился в то время за чертой города, в Зассенгофе. Там, в нынешнем Засулауксе, на улице Шампетера,41, и получили Зверева и Слюсаренко разрешение не только испытывать самолеты, но и их строить. Добро на возведение "фарманов" дало военное ведомство.
Уже в октябре 1913-го с конвейера их предприятия сходят первые две машины — самолеты-разведчики "Фарман — XVI". Испытания проходят успешно, и авиаторы получают новый заказ — на изготовление восьми машин. И с этим заданием они справились "на отлично". Супруги мечтали о новых конструкциях, о строительстве еще одного — современного аэродрома, но помешала война. Авиамастерские были эвакуированы в Петроград.

И все же годы, проведенные в Риге, были самыми счастливыми в жизни Зверевой. Здесь она не только испытывала и конструировала самолеты, но и основала собственную школу пилотов. По свидетельству современников, среди ее подопечных были и дамы, а плата за обучение в школе была самой низкой в России. В Золитуде Зверева и совершила полет, который навсегда вошел в историю авиации — мертвую петлю.

В мае 1914 года в Ригу приехал русский авиатор Евгений Шпицберг — "король мертвых петель". Первый его полет состоялся 4 мая. На ипподроме собралась "вся Рига". Подобного рижане еще не видели. Перевороты через крыло, падения на хвост, крутые виражи, и, конечно, "мертвые петли".
Нечего и говорить, что Лидия Виссарионовна была в тот вечер на ипподроме. А на следующий день полетела вместе со Шпицбергом, чтобы на себе испытать "мертвую петлю", высший пилотаж. Что тут было! После полета авиатора и его отважную пассажирку зрители встретили громкими аплодисментами и осыпали цветами.
"Первая из дочерей Евы".
Вот что писала об этом полете, который Лидия совершила 19 мая 1914 года на моноплане "Моран", газета "Рижский вестник":

"Моран быстро набирал высоту. 500, 600, 700 метров. На отметке 800 аэроплан неожиданно завис в воздухе и нырнул вниз. "Ах!!!" — почти одновременно вырвалось у собравшихся внизу зрителей. Но через несколько секунд вновь раздался рокот мотора — аэроплан устремился вверх и описал "петлю". Затаившая дыхание толпа взорвалась аплодисментами. А спустя еще несколько мгновений красивой спиралью самолет спланировал к самым трибунам.
Браво! Браво! — летело со всех сторон..."


Другая рижская газета в статье под заголовком "Первой русской авиатриссе — слава!" писала:

"Госпожа Зверева останется у рижан в благодарной памяти как первая из дочерей Евы, познакомившая нас с высшей школой авиации...".

Когда началась Первая мировая война, Слюсаренко возвратились в Петербург и перевели туда завод. Они получили военный заказ на постройку самолетов. Испытывали и свой самолет, скоростной истребитель.

Легкое дыхание.

В Петербурге, куда из Риги переехало авиапредприятие Зверевой-Слюсаренко, все на первых порах тоже складывалось удачно — супруги выпустили около 80 "фарманов" и "моранов" нескольких военных типов. Там уже были не просто авиамастерские, а завод, на котором работали 300 человек.

Но идиллия продолжалась недолго — 15 мая 1916 года Лидия скончалась. Тиф. А было ей всего 25.
Похоронили авиатриссу на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Во время похорон над лаврой кружили "фарманы" — друзья прощались со своим товарищем.

Зверева была не только мужественным, но и скромным человеком. Лишь после смерти в ее шкатулке обнаружили письмо короля русской авиации, автора мертвой петли Петра Нестерова, в котором он восхищался тем ее "солитудским полетом"...

Дополнение:
После революции Владимир Викторович Слюсаренко покинул родину. Судьба забросила его в Австралию, в городок Сандгэйт на восточном побережье далекой страны. Работал автомехаником. С авиацией он полностью не расстался. В Австралии построил легкий спортивный самолет, который сохранился и даже до сих пор летает.
Побывать на родине старому авиатору так и не удалось, хотя он очень мечтал об этом. Умер Владимир Викторович в 1969 году в возрасте 80-ти лет.
В Австралии, в городе Сиднее, живет племянник Владимира Викторовича — инженер-электрик Саша Уайт — студент Сиднейского университета. Саше В. В. Слюсаренко приходится двоюродным дедом. В его семье бережно хранят все, что связано с их знаменитыми родственниками, пионерами русской авиации.


От себя добавлю: в настоящее время надгробие на могиле Лидии Виссарионовны на Никольском кладбище не сохранилось. Известно только что могила находится в южном углу кладбища.


Ещё фото:
Лидия у первого серийного самолета «Россия-А» авиационного завода «Первое Российское товарищество воздухоплавания Щетинина и К°».( фото 1910 г.).jpgЛидия у первого серийного самолета «Россия-А» авиационного завода «Первое Российское товарищество воздухоплавания Щетинина и К°».( фото 1910 г.)
Лидия Зверева с курсантами и инструкторами авиашколы на аэродроме в Гатчине. 1910 год.
Лидия Виссарионовна перед полётом на аэроплане. 1911 год.



Лидия Зверева перед полетом на биплане Фарман IV.



Лидия Виссарионовна с участниками перелёта СПб - Москва.
____________________________
ещё немного:

Она летала, как это ни парадоксально, с самого детства. Рожденная в 1890 году в семье боевого генерала Российской Империи Виссариона Ивановича Лебедева, Лидочка, в отличие от старшей сестры, еще в раннем детстве предпочитала куклам и кружевам заводные игрушки и модели, которые можно разобрать на детали в попытке понять, как они устроены.


280 440
Wikimedia Foundation 
Мечты и устремления маленькой Лиды получили настоящую цель в тот момент, когда она увидела воздушный шар. Летать любой ценой! Лида двинулась к своей цели немедленно и с использованием всех доступных ей средств. Она попыталась улететь в тот же день при помощи раскрытого зонтика, стартовала с крыши сарая и вывихнула при приземлении ногу. Ей было так больно, что ее даже почти не ругали за испорченный при экспериментальном полете зонтик.

Несколько лет прошло в конструировании различных технических моделей, а потом отца Лиды назначили комендантом крепости Осовец. В крепости для патрулирования окрестностей применялись аэростаты, на них можно было подниматься до 500 метров, и Лида добилась отцовского разрешения на это, хотя официально барышням подниматься на аэростате не дозволялось. В этом ей помог офицер Николай Гаврилин, который командовал воздухоплавательным подразделением гарнизона крепости и замолвил за юную энтузиастку словечко перед ее отцом.

Впрочем, отец не видел в увлечении дочери аэростатами ничего экстремального: она чинно училась в институте благородных девиц и готовилась по его окончании выйти замуж, как и любая ее достойная ровесница. В соответствии с этими представлениями, Лида была выдана в возрасте семнадцати лет за железнодорожного инженера Ивана Зверева. Замужество оказалось недолгим (Иван Сергеевич через два с половиной года скоротечно умер от аппендицита), но счастливым - он был инженер-конструктор, и Лида не уставала задавать ему вопросы из области его профессиональной деятельности, на которые он не уставал отвечать.
Полностью

мало известные сведения из биографии Лидии Зверевой: 
У нее была недюжинная конструкторская жилка.

Именно эта жилка и не давала Лидии покоя. Однако по мере продвижения ее работ над конструкцией нового аэроплана начались и весьма странные неприятности: они чуть было не привели к печальному, трагическому исходу - кто-то подсыпал в мотор ее самолета железные опилки, и в воздухе произошла катастрофа. Только чудом отважная летчица осталась жива.

В то время агенту иностранной спецслужбы проникнуть на аэродром и получить свободный доступ к самолету не составило бы никакого труда.

Кому же нужно иметь конкурентноспособный, суперновый самолет, изобретенный в России? Лучше все это уничтожить еще на корню, даже в зародыше!

Первая авиатрисса прожила всего двадцать пять лет - она умерла в 1916 году, как говорили, от тифа. Однако по большому счету ее болезнь кажется весьма неожиданной и странной, а все сделанные ею чертежи нового самолета загадочным и образом бесследно пропали. Вполне можно предположить, что те, кто уже покушался на жизнь первой русской военной летчицы и способного конструктора, все же достигли своей цели и убрали крайне опасного для них конкурента. Где могла Зверева подцепить тиф? Она не сидела в окопах и была дочерью генерала, то есть жила в прекрасных условиях. Возможно, это был совсем не тиф, а неизвестный яд?
отсюда

Но родные видели Лидию дамой аристократических салонов, поэтому мать настояла, чтобы ее отдали в Мариинский институт благородных девиц. 
В 1907 году Лида окончила Белостокский институт благородных девиц.


Разные источники предлагают: Московский, Санкт-Петербургский, или какой-то другой институт, но более верно - Белостокский, т.к. крепость Осовец, отмеченная в воспоминаниях Л. В. Зверевой о ее детстве – это русская опорная крепость, возведенная на реке Бобры у местечка Осовице (ныне польский город Осовец ) в 50 км от г. Белосток.
<..>
Владимир Викторович Слюсаренко был убежден, что Лидия была убита агентами германской разведки, хотевшими, во что бы то ни стало уничтожить талантливого молодого авиаконструктора, не желавшего работать ни на какую другую страну, кроме России. Когда после смерти Зверевой муж начал разбирать ее бумаги, он обнаружил, что половина чертежей ее самолета бесследно исчезла... Слюсаренко счел это весомым доказательством своей версии, но власти не придали значения странным обстоятельствам смерти Лидии Виссарионовны Зверевой

Две-три петербургские газеты поместили извещение о ее смерти и дне погребения. Некрологов не было.

Хоронили первую русскую авиатриссу в Александро-Невской лавре, на Никольском кладбище. 

Во время похорон над кладбищем кружили аэропланы с Комендантского аэродрома.

отсюда

Комментарии

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
ozotova
12 авг, 2012 19:00 (UTC)
Как интересно! Спасибо!
otchemaxa
12 авг, 2012 20:15 (UTC)
Спасибо. Только уж поправьте про место учения - после гимназии в институт благородных девиц не поступали. Институты - средние уч. заведения, как и гимназии, у них даже программы в начале ХХ в. практически совпадали.
nashenasledie
12 авг, 2012 21:57 (UTC)
знаю, моя бабушка закончила Институт Благородных девиц... ну автор так написал(((( при этом совершенно не виноват
пришлось покопаться - пост, кстати, дополнен - скорее всего, гимназии и не было. Откуда это пошло, кто у кого переписал - ?
к слову, как нет ничего о генерале Лебедеве. Отдельного ничего нет - о службе, о войнах... о наградах.. ничего
otchemaxa
13 авг, 2012 06:33 (UTC)
Очень интересно. Моя бабушка не успела закончить институт из-за революции. А в каком училась ваша? Сохранились ли фотографии, документы, какие-то записи?
nashenasledie
13 авг, 2012 06:41 (UTC)
фото и документы тех лет - увы(( как у всех: частично из-за 17 года и Гражданской войны, когда покидали СПб, частично после эвакуации уже в ВОВ...
otchemaxa
13 авг, 2012 06:52 (UTC)
Ну да. У нас то же самое.
Валентин Торшин
5 май, 2013 12:15 (UTC)
Спасибо за интересную статью. Нужно помнить о первых, проложивших путь в небо ...
nashenasledie
5 май, 2013 13:44 (UTC)
Вам спасибо)
заходите ещё))
( 8 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner