НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Жизнь, труды и странствия Николая Каразина, писателя, художника, путешественника. Ч. 2


Продолжение. Начало здесь.

САМАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В 1877 году Русским географическим обществом была организована научная экспедиция для исследования бассейна реки Амударьи и возможной трассы Среднеазиатской железной дороги. Экспедиция эта более известна под названием Самарской по той причине, что в Самаре в то время постоянно находился ее сборный пункт и резиденция ее начальника.

Разнообразной и обширной была программа экспедиции. В состав ее вошли полковник Н. Я. Ростовцев — астроном и топограф, гидрограф капитан–лейтенант Н.Н. Зубов, профессор ботаники Н.В. Сорокин, профессор геологии И.В. Мушкетов, зоолог А. Пельцам, инженеры–путейцы Ляпунов, Соколовский, Яковлев, этнограф Н.А. Маев, фотограф Бухгольц, художники действительный член географического общества Н. Н. Каразин (бытовая живопись) и Н.Е. Симакоа (археология и история искусства).

Работы экспедиции, начавшись в 1877 году, продолжались в течение трех лет. Первые два года проводились изыскания различных путей через приаральские Каракумы от Оренбурга до Кара–Тургая.

Большой интерес представляет участие в этой экспедиции известных тогда художников Н. Н. Каразина и Н. Е. Симакова — талантливых мастеров и добросовестных исследователей.

Жизнь и творчество Н. Е. Симакова — тема отдельного повествования. Многое в его биографии пока неизвестно: предстоит кропотливая работа по исследованию его творчества. Друг и помощник Д. В. Григоровича, он внес заметный вклад в историю искусства нашей Родины.

Н. Н. Каразин хорошо знал Н. Е. Симакова. Они встречались в Петербурге в Обществе поощрения художеств. Н. Е. Симаков был желанным гостем на «воскресениях» у Н. Н. Каразина, где собирались многие известные представители петербургского общества. Возможно, увлекательные рассказы Каразина, на которые последний был большой мастер, о годах, проведенных им в Средней Азии, повлияли на решение Н. Е. Симакова участвовать в Самарской экспедиции. […]

Одним «из самых выдающихся явлений в отношении к исследованию Средней Азии» названа Самарская экспедиция в докладах Российского географического общества. И не только научные результаты — рабочие дневники, отчеты и коллекции — хранят память о ней. Двое русских художников — Каразин и Симаков — своим участием в ней вписали несколько интересных страниц в историю нашей страны, нашего искусства.

1885 год был знаменательным для Н. Н. Каразина: в августе этого года «за известность и труды на художественном поприще» совет Академии художеств присвоил ему звание «почетного вольного общника».

В том же году Н. Н. Каразин получил заказ на исполнение восьми картин для Военной галереи Зимнего дворца.


Н. Н. Каразин всегда стремился к тому, чтобы его произведения «возможно ближе подходили к природе»: в этом он был продолжателем реалистических традиций русской батальной живописи. Общеизвестны были старание и добросовестность художника, с которыми он выполнял все свои работы — и большие, и маленькие.

Для сбора материалов Каразин весной 1885 года совершил поездку в Среднюю Азию, чтобы сделать натурные зарисовки местностей, этюды типов и аксессуаров для картин. Художнику были выданы документы на право беспрепятственного передвижения по всему Туркестанскому краю.

Впечатления об этой поездке Каразин изложил в путевом очерке «От Оренбурга до Ташкента», напечатанном в приложении к журналу «Всемирная иллюстрация». Очерк прекрасно дополняют семь отдельных листов иллюстраций и 22 рисунка в тексте. В этом своеобразном отчете о своей творческой командировке художник с большим мастерством передал своеобразие и колорит увиденных им мест на всем протяжении долгого пути.

Летом 1885 года Н. Н. Каразин начал работу над заказом. История создания картин этого цикла — тема отдельного интересного рассказа. Работа продолжалась до 1891 года, Художник написал восемь полотен, размерам около 1 м 80 см х 3 м 20 см. Три картины находятся сейчас в Русском музее, три другие — в фондах Военно–исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Ленинграде. Первую картину из этой серии — «Бой под Зарабулаком» (1886) — в 1970 году удалось обнаружить в запасниках художественного музея Таллина, где она хранится снятой с подрамника и намотанной на барабан. Местонахождение последней из восьми картин — «Ночной бой под Чандыром» (1891) — пока не установлено.

Еще в 1880 году была начата постройка Закаспийской железной дороги. Проложили всего четыре сотни верст пути от гавани Узун–Ада на Каспии до Кзыл–Арвата. Весь строительный материал для железнодорожного полотна и других сооружений, все оборудование, от локомотивов до последнего гвоздя, изготовлялось в России и доставлялось в Астрахань. Затем морем груз перевозился в Узун–Ада и по уже отстроенному участку дороги доставлялся к месту работ. […]

После перерыва постройка дороги продолжалась в 1885 году по маршрутам: Геок–Тепе — Теджен — Мерв (Мары) — Чарджоу — Бухара — Катта–Курган — Самарканд, — всего 1943 версты по горячим, безводным, безлюдным пескам.

15 мая 1888 года в Самарканде состоялось торжественное открытие последнего участка дороги. Вся линия была выстроена менее чем за три года — с невиданной для того времени быстротой. 43 миллиона рублей составила стоимость работ: каждая верста дороги обошлась казне в 32 000 золотых рублей. Однако это было весьма дешево, если учесть громадную трудность перевозок и строительства в пустыне.

Н. Н. Каразин ездил в качестве гостя на открытие Закаспийской железной дороги и проехал ее из конца в конец. Художник составил большой альбом рисунков, который был издан в Париже фирмой Буассонад. На этот альбом было ассигновано 100 000 франков. Альбом состоял из двадцати листов большого формата. На каждом листе помещено по нескольку прекрасно выполненных литографий, изображающих местности, бытовые сцены, железнодорожные постройки, различные моменты строительства дороги и т. д. Эти рисунки являются для нас теперь интереснейшей живописной летописью трудовой героической эпопеи тех дней. Некоторые из рисунков были помещены в журнале «Всемирная иллюстрация» за 1888 год. В художественном музее города Лебедин Сумской области находится акварель Н. Н. Каразина из этого цикла под названием «Постройка Закаспийской железной дороги».

Все рисунки для альбома художник исполнил акварелью. Они были изданы а точных хромолитографических копиях. Этот альбом был, пожалуй, последним из дореволюционных литографированных художественных изданий, посвященных Средней Азии. А поездка эта была и последней поездкой Н. Н. Каразина в Среднюю Азию.

Мулла-проповедник. Ориг. рисунок члена ученой экспедиции в Средней Азии Н. Н. Каразина, грав. М. Рашевский

Николай Николаевич Каразин. Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года. 1888

ИМЯ, ДОСТОЙНОЕ ЖИТЬ

Несмотря на то, что Средняя Азия всегда была главной темой творчества Н. Н. Каразина, среднеазиатские сюжеты далеко на исчерпывали всей его деятельности как художника. Он рисовал Петербург и Сибирь, Молдавию и Украину, Кавказ и Памир, Египет и Индию, Японию и Дальний Восток, Финляндию и суровый Север.

Художественная деятельность его была столь обширной, что потребуется, по–видимому, еще немало времени, чтобы разыскать, разобрать и изучить его богатое творческое наследие.

Трудную и интересную жизнь прожил Николай Николаевич Каразин. У него были обширные творческие планы и по части литературной, и по части художественной. Тяжелый недуг, в течение многих лет подтачивавший его здоровье, не дал ему возможности осуществить эти планы. Последствия военных ранений и многотрудных лет, проведенных в Средней Азии, рано стали давать знать о себе. Летом 1898 года Каразин перенес жесточайшее двустороннее воспаление легких. С каждым годом организм Николая Николаевича слабел. Стала исчезать его необыкновенная трудоспособность, и это он переносил особенно тяжело. Постепенно развилась болезнь сердца.

«После яркого пятого года наступила смутная эпоха: все чего–то искали, оживленно спорили, волновались, а за всем этим чувствовалась усталость, разуверенность, пустота», — писал Н. Рерих. Давно распалась дружная когда–то семья художников — членов одного российского художественного цеха. «Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои «платформы», свои теоретические программы. Они отрицали предшественников…», — пишет Д. Сарабьянов. Все это не мог не видеть Н. Н. Каразин — «представитель старой живописи», как он сам называл себя в это время. На глазах рушились его идеалы. И это еще более усугубляло его положение.

Весной 1907 года по совету врачей он переехал из Петербурга в Гатчину, славившуюся тогда чистотой воздуха и питьевой воды. Из–за финансовых трудностей большая часть имущества, коллекций, рисунков Каразина была распродана с молотка. После переезда состояние больного поначалу улучшилось, но затем снова начались рецидивы болезни. Летом 1908 года участились сердечные приступы. Николай Николаевич умер 6 декабря 1908 года.

За год до смерти, в конце 1907 года, на заседании совета Академии художеств по предложению Е. Е. Волкова, К. Я. Крыжицкого и А. И. Куинджи «за известность на художественном поприще» Н. Н. Каразину было присвоено почетное звание академика…

Более чем в сорока музеях и галереях Советского Союза хранятся произведения Н. Н. Каразина. Огромно число его книжных и журнальных иллюстраций.

Актуально звучат слова Н. Н. Каразина, взятые эпиграфом ко всему здесь написанному: «Надо, чтобы славные и добрые дела глубоко врезались в душу современников, передавались такими же глубокими, неизгладимыми чертами в сердца потомства и из поколения в поколение, без напоминающей помощи колоссальных, а все–таки не вечных монументов, хранили вечную славу о добрых и мудрых своих предшественниках…»



НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ КАРАЗИН (1842-1908) НА ОХОТУ. В ДОРОГЕ. 1899


Каразин.Открытка

Н. Н. Каразин. На реке

Н. Н. Каразин. Перед грозой. 1892

Николай Николаевич Каразин. Зимний день

Н. Н. Каразин. Поездка Ростовых на Святках к Мелюковым

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ КАРАЗИН (1842-1908) Зимний пейзаж с обозом


Николай Николаевич Каразин. Воры. 1896.

+
Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске. Москворецкий мост. 1902 год.

о Николае Николаевиче в Вики

Tags: Верещагин, Память, Подмосковье, Российская империя, графика, русская цивилизация, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment