?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

 woelfhen увидел у nordman75 примечательную фотографию:


Николай Константинович Печковский служил в Мариинском Театре. В августе 1941 года он отправился в поселок Карташевская за оставшейся там матерью и дождался немецкой армии. Выступал с концертами (русские романсы) по всему Рейху, включая Прагу, Вену и Берлин. Советские расстреляли за него жену и сына, а отступающие немцы эвакуировали его мать в Таллин. Николай Константинович был захвачен в Риге в 1944 году и отсидел 10 лет. Позже руководил самодеятельностью в ДК им. Цюрупы в Ленинграде. Разрешение на единственный концерт получил в 1966 году (в Зале Дворянского Собрания). После концерта скоропостижно скончался от ... приступа астмы.

***




В 1936 в нашей стране с необычайным подъемом проходил сбор средств в фонд помощи борющемуся с фашизмом народу Испании. Внесли свою лепту и работники театрального искусства. Необычайный совместный спектакль подготовили артисты театра имени С. М. Кирова и Ленинградского Госцирка.

Афиши извещали, что 23 октября 1936 года на арене цирка будет представлена опера Р. Леонкавалло "Паяцы", в роли Канио выступает заслуженный артист РСФСР Н.К. Печковский, в спектакле также занят дрессировщик зверей, заслуженный артист РСФСР Борис Эдер; весь сбор поступит в фонд помощи героической Испании.

Опера в цирке - такого еще не бывало. И хотя спектакль начинался в полночь, после очередного циркового представления, и цены устанавливались повышенные, билетов нельзя было достать уже на второй день после объявления. Зал был набит битком. Сидели на приставных стульях, в проходах, на лестницах... Все было так необычно, празднично.

Началось представление с того, что Андреев - исполнитель пролога к "Паяцам"- пел его, спускаясь по лестнице. Потом на сцену выезжала запряженная пони тележка, на которой находился Печковский-Канио, а позади него сидели дрессировщик Эдер и львица. При каждом жесте Печковского львица делала движение в его сторону и угрожающе рычала. Но артист ничем не выдавал своего волнения. Недда Васленёва во время исполнения арии шла по барьеру арены с хлыстом в руке - артистов бродячего балагана играли цирковые артисты.

Кульминационный момент представления - ария Канио "Смейся, паяц". Печковский вспоминал: "Я пел ее один на арене, освещенной лучами прожекторов. И никогда - ни прежде, ни позднее - у меня не было такого вдохновенного художественного подъема, как в этом спектакле на арене Ленгосцирка. У нас получилось тогда слияние двух искусств - оперного и циркового. Успех спектакля превзошел все ожидания. Публика расходилась возбужденная и довольная."

Устроители представления не только тщательно продумали организационную сторону постановки, но и проявили настоящую заботу о зрителях: была глубокая ночь, но на улицах стояло много автобусов, приготовленных для перевозки людей в дальние районы города. Представление запомнилось современникам как захватывающее, оригинальное зрелище.



Комментарии

(Анонимно)
17 май, 2012 19:16 (UTC)
Печковский что специально дожидался немецкой армии или не успел уйти?
А Дмитрий Смирнов пел все таки лучше
nashenasledie
17 май, 2012 21:25 (UTC)
Дмитрий Алексеевич вообще эталон (на мой взгляд)

судя по этому варианту биографии, не успел уйти

У артиста на дачи больная сердцем мамаша. Сын едет за нею, чтобы доставить в град. Конечно, о продвижении немецких войск, о его скорости артист оперы не мог ведать, как не знали и те, кому положено было быть в курсе. На начало дня следующего дня в Карташевскую был высажен германский десант. Путь в град отрезан. Плен приневоленный, внезапный, морально нелегкий. Шоферу Жданова было поручено переправить Печковского в Ленинград, но, не справившись с заданием, он, спасая шкуру, оболгал певца, заявив, что тот остановил свой выбор остаться с немцами. Да, Печковскому пришлось выступать перед гитлеровцами, распевать в лагерях для военнопленных, но и полно важных сведений доходило до партизан от Печковского, рассказывала политрук Ленинградского фронта Екатерина Мелехова: "А как-то раз потом ранения я попала в германский лазарет и Константин Николаевич спас меня, выдав за свою жену. Не немного наших людей спас он от виселицы. Партизаны часто бывали в его квартире. Ценнейшую информацию о Курской дуге он передал нашему командованию... Ему ибо ничего не стоило поставить подпись всякий контракт хоть в Америку, хоть в Испанию, как это сделали некоторые его собратья по сцене. Но он был русским артистом, тот, что хотел возвращать близкое искусство, свой гений только своей Родине. Поэтому всякие измышления о предательстве в адрес Н.К. Печковского представляют злобную клевету."

Эпоха культа личности, разгул любителей чинить людям зло дали вероятность оклеветать артиста. Результат клеветы и злобы: десять лет (1944 - 1954) - лишение свободы за связь с немцами (хотя обосновать такую связь так и не смогли!).

В 1954 Печковского реабилитировали, вернули звание народного артиста, орден Ленина, квартиру, разграбленную людьми Абакумова. В графе "судимость" поставили прочерк. В Кировском театре была дана справка о том, что солист оперы всенародный артист РСФСР Н.К. Печковский с 1941 по 1954 год находился в отпуске без сохранения содержания...
http://persones.ru/biography-25264.html

однако, фильтрационные лагеря в общем-то честно рассматривали дела, поэтому, кто его знает, дело смотреть надо
про жену Грина тоже пишут, мол, несчастная, а нестыковок и вопросов очень много

Edited at 2012-05-17 21:26 (UTC)

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner