?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Профессионалы знают, где находится штаб, генерирующий идеи революционных изменений отечественного образования. Любой специалист, мало-мальски знающий ситуацию, без колебаний укажет вам на самого влиятельного образовательного политика России. Это ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Человек до сего дня не занимающий никаких чиновничьих позиций и умело остающийся в тени высокопоставленных визави и критических стрел.
«Вышка», возглавляемая Ярославом Ивановичем, заслуженно считается у нас оплотом либерально демократической мысли и не менее революционных разработок.

В конце 90-х годов, когда в современной России встал вопрос, куда двигаться отечественному образованию, именно ВШЭ было поручено разрабатывать подходы по изменению системы. Возглавил эту работу лично Ярослав Кузьминов. Практически все линии модернизации, которые сегодня реализуются в системе образования Российской Федерации, были в той или иной мере либо предложены им самим, либо разрабатывались при непосредственном участии и руководстве ректора «Вышки».



Кузьминов, Набиуллина, Куснерович
Напомним этапы большого пути.
Хоть до недавнего времени Ярослав Иванович старался не особо афишировать, но именно ему принадлежит идея независимого электронного тестирования выпускников школ. Тестирования, которое впоследствии получило название «ЕГЭ». Идея разрабатывалась в недрах ВШЭ в течение нескольких лет, пока в 2003 году не началась экспериментальная апробация этой формы аттестации школьников по всей стране, а затем в 2009 ЕГЭ не заработал в штатном режиме. Вводился ЕГЭ на фоне абсолютного непонимания обществом его целей и задач. И, как следствие, сопровождалось все это непрекращающейся острейшей дискуссией о его целесообразности.

Специалисты сходятся во мнении, что ЕГЭ оказался однобоким механизмом оценивания результатов школьного образования: он «ловит» только академические достижения и, наверное, с самого начала должен был быть дополнен более расширенным списком достижений. Механизм экзамена оказался слишком централизован, поэтому регионы чувствуют довольно слабую ответственность за прозрачность и объективность его результатов.
Все упреки по поводу ЕГЭ, естественно, собрал министр Фурсенко. Но если механизм независимого от школы выпускного испытания удалось провести в жизнь, то еще одна идея Ярослава Ивановича - идея финансового поощрения отличившихся выпускников, так и не была реализована.

Еще одна весьма спорная, по мнению экспертов, разработка ВШЭ и ее ректора - ГИФО или государственные именные финансовые обязательства. По задумке Ярослава Ивановича эти самые ГИФО должны были работать в паре с ЕГЭ, чтобы материально стимулировать выпускников. Но идея ГИФО была буквально в штыки воспринята ректорским корпусом, как, впрочем, и идея ЕГЭ. Министр Фурсенко получив свою очередную порцию критики решил с ее реализацией повременить.
Важную роль сыграл Ярослав Кузьминов в выработке нового порядка финансирования образовательных учреждений - не по числу учителей или смете расходов, а по финансовому нормативу, в зависимости от числа учащихся. Идея, предложенная «Вышкой», казалась простой, а механизм прозрачным: рассчитать, сколько стоит реализация образовательной программы на одного учащегося, и направить в школу сумму, равную произведению финансового норматива на количество учащихся. Профессиональное сообщество приняло эту инициативу в штыки. Отдуваться снова пришлось министру Фурсенко.

Сегодня уже для всех очевидно, что идея нормативного подушевого финансирования трудно приживается в системе образования РФ из-за огромного числа маленьких школ. Число учащихся в которых не позволяет покрыть все расходы, а состояние школ требует постоянных расходов, к тому же число учителей не уменьшилось при уменьшении числа учащихся.

В результате механизм нормативного подушевого финансирования формально утвержден, но на деле работает так: на региональном уровне утверждается финансовый норматив, а потом - на уровне муниципалитета деньги перераспределяются между школами в зависимости от условий и потребностей школы.
Ко многим нашумевшим образовательным проектам, за которые по полной программе «имеют» Андрея Фурсенко, Ярослав Иванович имеет непосредственное отношение и принимал активное, хоть и не публичное участие.
ВШЭ была разработчиком всего механизма перехода к так называемой Болонской системе. Казалось бы благое для отечественного образования дело, снова не было оценено образовательным сообществом и завязло в тяжелых дискуссиях о необходимости этого шага.

ВШЭ приложило руку и к новым образовательным стандартам в старшей школе, и многострадальному Закону «Об образовании». Целые разделы его были написаны Ярославом Ивановичем. В итоге маловразумительный закон отправлен в бессрочную ссылку общественного обсуждения.
А в глазах общественности по-прежнему во всем виноват Фурсенко?
здесь полностью

а здесь - подробненько из другого источника

Комментарии

( 6 комментариев — Оставить комментарий )
ular76
27 мар, 2012 11:26 (UTC)
Высшая школа экономики говрите?
вот когда варятся пустые щи, для них такую затируху готовят.
вроде как и не так жидко получается.
ВШЭ это своего рода затируха.
Кому на глаза, кому на уши, а кому и на мозги.
а Фурсенко за тумаки от общественности своё имеет.
a_25
27 мар, 2012 15:49 (UTC)
на прошлой неделе в Минобре на совещании Фурсенко потребовал привести оплату обучения в вузах к стандарту затра на 1 студента из бюджета... Это 62 тыс.рую в год...
На первый взгляд, хдорово! Но когда это касается ситуаций с оплатой, скажем, в 150 тысяч... А как быть с теми вузами, которые берут за обучение 27... 35 тыс ??????????????????

В общем, как обычно, делается, "всё" для доступности образования...
рыдающий смайлик...

copoco
31 мар, 2012 11:00 (UTC)
Если продолжать тему платности и доступности образования , то пусть бюджетных мест будет меньше, а коммерческое дороже. Может хоть это остановит родителей не блещущих чад, да и самих чад от поступления в вузы любой ценой. Им до сих пор невдомек, что посупать в вузы потому что все так делают - чушь не сусветная. И я уверена ,что высшее образование должно быть ценным и получать его должно не такое число народу как сейчас, а в разы меньшее. Может хотя бы цена застатвит задуматься а так ли оно надо, чтобы получив вышку работать продавцом консультантом. Может наоборот пусть ребенок получит профессию в среднеспециальном учебном заведении - поработает, и если уж приспичит из собственного кармана оплатит заочное высшее образование.
annatubten
8 авг, 2012 18:54 (UTC)
Я тоже давно наблюдаю за ВШЭ и жду, кончится ли когда-то этот шабаш.
Еще хочу добавить, что мне встречались где-то данные о том, сколько денег переводилось от разных фондов, начиная с 1996 года, на написание новых учебников, на составление разных комиссий по реформированию нашего образования. Но странно, когда начинаешь заводить с кем-то разговор на эту тему, ничего не услышишь в ответ, что это все из теории заговоров. Хочу с вами сотрудничать для выявления полной картины того, как рушили наше образование. Можем написать совместный труд.
nashenasledie
8 авг, 2012 18:58 (UTC)
мне кажется, Ваши ценнейшие наблюдения были бы полезнее тем, кто создал сайт и начал разоблачение ВШЭ. Они давно в пути, и, вполне вероятно, ситуацию надо только подтолкнуть, подняв всем вместе большой кипеш.
rollog2
12 ноя, 2012 11:02 (UTC)
Очевидно, что за реформой стоит тот, кто поручил ВШЭ эту работу. И после высказываний Грефа теперь известно, кто.
( 6 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner