?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Часть первая.

hitrovka: КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (2 часть). в интернете публикуется впервые.
источник: Фальковский Н. И.Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр. 190—217.

 Сухарева башня. Из альбома Виды Москвы, 1846. Ф. Бенуа.
Рисунок 112. Сухарева башня.

Сухарева башня построена в 1692—1695 годах. Как гласила одна из имевшихся у её ворот надписей: «Построены во втором Стрелецком полку, по Земляному городу Сретенския вороты, палаты и шатёр с часами, а подле ворот по обе стороны караульныя палаты да казенный анбар» 1.

Строительство проведено при стольнике и полковнике указанного полка Лаврентии Панкратьеве сыне Сухарева 2.

Эти данные надписи определяют характер сооружения.

Сухарева башня вместе с возглавлявшим её орлом имела высоту 30 саженей, т. е. около 64 м (рис. 112). Башня отличалась толщиной своих стен, доходившей до 1 1/2—2 сажени, тяжестью сводов, большим количеством железа, употребленным для последних. Глубина фундаментов была настолько значительна, что при устройстве проходившего здесь Мытищинского канала до основания их не могли докопаться.
__________________________________________________________
1. "Москва, или исторический путеводитель", ч. IV, стр. 112, М. 1831.
2. И. М. Снегирёв. Сухарева башня в Москве. "Русская старина в памятниках", тетрадь 4. М. 1881.
__________________________________________________________


С Сухаревой башней и даже с колокольней Ивана Великого соперничала по высоте Меншикова башня (церковь архангела Гавриила, что на Чистых прудах), построенная русским зодчим И. П. Зарудным в 1705—1707 годы. Она в то время была на ярус выше, чем в настоящее время, и имела длинный шпиц, причём превышала на 1 1/2 сажени Ивановскую колокольню.

Этой главной целью и задавался А. Д. Меншиков, сооружая названный башенный храм 1. Кроме того, последний должен был превосходить по красоте все московские строения. Москвичи, гордившиеся тремя названными башнями, говорили: «Сухарева башня — невеста Ивана Великого, а Меншикова — её сестра» 2.
____________________________________________________________
1. Н. П. Розанов. Церковь архангела Гавриила, или Меньшикова башня. "Русские достопамятности", т. II. М. 1877.
2. И. М. Снегирёв. Сухарева башня в Москве. М. 1881.
____________________________________________________________

Башня сверх двух нынешних каменных восьмигранных этажей имела деревянный восьмерик, на котором в 1711 году были установлены часы с боем через полчаса и колокольной музыкой в 12 часов, и действительно поражала своей красотой.

После переезда в Петербург Меншиков охладел к этому сооружению. Когда же в 1723 году от удара молнии сгорел деревянный ярус башни со шпицем, его больше не восстанавливали. В 1773 году оставшуюся каменную постройку перекрыли в том виде, как она существует в настоящее время.

В конструктивном отношении церковь имеет крестообразный низ, над которым возвышается четверик, а над ним три восьмерика. В верхнем, сгоревшем, помещались колокола. Об архитектурном оформлении И. Грабарь говорит: «зодчий Меншиковой башни дал волю своему влечению к волюте и создал на этот мотив единственную в истории барокко архитектурную декорацию» 1.

Грандиознейшим зданием своего времени был Арсенал (цейхгауз). Строительство его велось по приказу Петра I от 12 ноября 1701 года, который повелел «от Николаевских ворот и до Троицких всякие по правую сторону строения ломать до пошвы, и на том месте строить вновь оружейный дом, именуемый цейхоуз, по чертежам, каковы даны будут из Преображенского. ...А велено у каменных старых строений разбирания... и у строения по чертежу оружейного дома, называемого цейхоус, быть в надзирании из дворян Ивану Салтанову, Оружейные палаты живописцу Мих. Чоглокову... Да с ними же быть для всяких в строении того дома архитектурных размерений и над каменщиками в делах у смотрения саксонцу, каменных дел мастеру Христофору Кундурату» 2.

Задача перед указанными лицами стояла весьма сложная, так как здание нужно было построить на погорелом месте и на участках нескольких владельцев, что в целом представляло площадь неправильной формы. Но кроме трудностей архитектурных, сами строительные работы имели большой объём.

Рисунок 113. Арсенал в начале XIX в. (ГИМ).
Рисунок 113. Арсенал в начале XIX в. (ГИМ).
Арсенал заложен Петром I в 1702 году. В 1706 году строительство прекращено по случаю войны со шведами. Возобновилось оно в 1731 году и закончена постройка в 1736 году. После пожара переделки в здании были сделаны в 1754 году Д. И. Ухтомским (рис. 113). Внутренняя отделка продолжалась до конца XVIII века. В 1812 году французы подорвали значительную часть Арсенала со стороны Никольских ворот, и восстановлен он после Отечественной войны.

В Арсенале хранилось вооружение, обеспечивавшее полностью двухсоттысячную армию пехоты и кавалерии 3. Вокруг него лежало 875 орудий, принадлежавших тринадцати различным армиям , вторгшимся с Наполеоном в Россию и почти полностью похороненным в русской земле.
_______________________________________________________________
1. И. Грабарь. История русского искусства, т. IV, стр. 50, без года.
2. А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, вып. 2, стр. 468—470. М. 1883.
3. А. Вельтман. Достопамятности московского Кремля, стр. 72. м. 1843.
4. "Москва, или исторический путеводитель", ч. 2, стр. 247. М. 1827.
_______________________________________________________________

В отношении архитектуры Арсенала И. Грабарь пишет: «Блестяще задуманы парные окна с их огромными откосами, каждую пару отделяет от соседней большое свободное поле стены, что придаёт особенную крепость и мощь сооружению и в то же время является счастливой декоративной выдумкой, отнимающей скуку, неизбежную при столь растянутой стене».

Ещё характернее высказывание по этому поводу В. И. Баженова: «Грановитая палата хороша, но с Арсеналом сравняться не может» 1.

Рисунок 114. План Монетной экспедиции. Нижний этаж (ЦГАДА).
Рисунок 114. План Монетной экспедиции. Нижний этаж (ЦГАДА).

Здание Монетного двора было построено в 1697 году и переделано в 1740 году. Оно характеризует московскую архитектуру и высокое искусство мастеров-каменосечцев XVIII веке. В 1777 году составили план расположенных здесь монетных департамента и экспедиции . В двухэтажном главном корпусе (рис. 114) имеются три внутренних двора (1). В левом дворе (л) имеется узкая и длинная пристройка с помещениями для горнов (8). К зданию Монетного департамента с одной стороны примыкает каменная плотина (4) на реке Неглинной (пруд не изображён, находится выше), а с другой стороны — Воскресенские ворота (11). Рядом расположены здания: каменный корпус (7), принадлежащий Монетному департаменту, корпус Московского университета (12), каменный корпус (магазин железа) со сводами (2). Со стороны Красной площади видно место Казанского собора.

Небольшая деталь: цифрой 5 указан канал для стока нечистот из дворов Монетного департамента. За рекой Неглинной находился Занеглинненский двор с корпусом (3), вдали часть корпуса ведомства Берг-конторы (13).

В рассматриваемое время указанные здания были ветхи и требовали ремонта. Кровля, покрытая листовым железом по деревянным стропилам, в ряде мест проржавела, и кое-где проросли деревья. Повредилась и кирпичная кладка с нижними рядами из белого камня. В галлерее со стороны реки Неглинной пострадали лещади, подгнили деревянные перила. Двор у горнов, крыши над ними, лестница, ведшая вниз, также были лещадные 3.

Жилищное строительство характеризуется внедрением в московский быт кирпичных построек. Началось оно, однако, ещё в XVII веке.

В 1681 году было велено строить только кирпичные дома в Кремле, Китай-городе и Белом городе. Для этой цели Приказ Большого дворца отпускал кирпич по 1 1/2 руб. за тысячу штук с рассрочкой платежа на десять лет 4.

9 августа 1700 года, спустя год после большого пожара 1699 года в Кремле, Китай-городе и Белом городе, был обнародован указ: «на погорелых местах деревянного строения отнюдь не строить, а строить неотменно каменные или же мазаные из глины».

Этот указ подтверждался дважды в 1701 году с угрозой наказания и великой пени за нарушение 5.
____________________________________________________________
1. И. Грабарь. История архитектуры, т. IV, стр. 38, 41. М., без года.
2. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 4133, л. 77. 1777.
3. Там же, л. 78—79.
4. Б. Г. Курц. Сочинение Кильбургера, стр. 494. Киев. 1915.
5. И. Забелин. История города Москвы, ч. I, стр. 408—409. М. 1905.
____________________________________________________________

Указом Петра I от 23 октября 1718 году велено в Кремле и в Китай-городе строить всем каменные дома по улицам, а не во дворах (как в старину строили) и крыть черепицей. При этом перед своим домом всякий должен был сделать мостовую из дикого камня. Церкви требовалось крыть черепицей или лещадью. В Белом городе допускалось деревянное строительство, но с глиняной обмазкой потолков. Крыть дома нужно было черепицей или гонтом. Этот указ был вновь подтверждён и напечатан в 1722 году 1.

17 апреля 1742 года было указано, чтобы впредь без разрешения Главной полиции никто никакого строения не сооружал, а в случае необходимости обращались за соответствующим позволением в главную Полицеймейстерскую канцелярию. Без этого строительство не допускалось. Этот приказ был объявлен обывателям под расписку, чтобы никто неведением отговариваться не мог. При разрешении постройки рассматривался и вопрос о ширине улиц, расположении заборов, необходимости отнесения их во двор и т. п. 2.

В 1753 году 20 мая и 2 августа строительство деревянных построек в Кремле и Китай-городе было вновь запрещено, более того: было указано сломать имевшиеся там деревянные строения, не разрешалось устройство даже деревянных оград. Начатая в 1754 году такая ограда вокруг церкви Константина и Елены была поэтому в 1755 году сломана и возвращена подрядчику 3.

В первой половине XVIII веке, однако, каменное строительство в Москве развивалось плохо. На нём крайне тяжело отразился указ 1714 года, запрещавший возведение каменных построек во всех городах, кроме Петербурга. Хотя в 1728 году каменное строительство вновь было разрешено, однако строительные кадры в течение этого периода не росли, была забыта техника, отсутствовал опыт, были недостаточны технические знания.

В Москве имелось немало строителей-монахов (т. е. практиков) в различных монастырях. Но в квалифицированных архитекторах ощущался недостаток. Когда в 1732 году Правительствующий сенат потребовал из Москвы архитектора Ивана Мордвинова для сооружения в Петербурге царских дворцов, то оказалось, что в первопрестольной столице всего имелось два архитектора (кроме названного выше, ещё Иван Мичурин).

Об их загрузке можно судить по тому, что на И. А. Мордвинове (1700—1734 гг.) в это время лежало: составление плана Москвы, строительство в Кремлёвском дворце и на Каменномостском питейном дворе, ремонтные и строительные работы в Кремле, Китай-городе, Белом городе, а также в Воскресенском, Саввином, Симоновом, Вознесенском монастырях, Ильинском и др. 4.

Для сравнения отметим, что в Петербурге тогда же было пять архитекторов (Андрей Трезини, Петр Еропкин, Михаил Земцов, Иван Коробов, В. В. Растрелли) и пять архитектурных учеников.
_________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Кабинета Петра I, отд. I, кн. 57, л. 148. 1710—1730.
2. И. Забелин. Материалы, ч. 2, ст. 904. М. 1891.
3. Там же, ст. 944—945.
4. Там же, ст. 862.
_________________________________________________________

После смерти И. Мордвинова вся работа легла на И. Мичурина, поэтому он в 1734 году стремился возвратить себе из полицеймейстерской команды в подмастерья Василия Обухова и учеников Петра Невельского и Александра Болгорина, которые до этого были на практике лет по пятнадцати 1.

В середине XVIII в. московским архитектором является также Дмитрий Ухтомский, имеются архитектурные помощники: Семён Яковлев, архитектории ученик Андрей Селевин. В 60-х годах работают архитекторы: Пётр Никитин, Василий Яковлев, Александр Рославлев, Лев Суровцев и др. 2.

Большое значение для строительства в Москве имел И. Ф. Мичурин (1700—1763 гг.). Он составил «План императорского столичного города Москвы, сочинённый под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году», который был начат И. А. Мордвиновым. После пожара Москвы в 1737 году на Мичурина свалилась огромная и самая разнообразная работа по составлению описей, смет, проектов. Из его гражданских построек наиболее выделялись новые палаты Московской синодальной типографии (1747 г.).

Одним из лучших строителей был А. П. Евлашев (1706—1760 гг.), ведавший всеми дворцовыми постройками. Он построил также колокольню Донского монастыря.

Весьма заметный след оставила плодотворная деятельность архитектора Д. В. Ухтомского (1719—1774 гг.). Главные его постройки: Красные ворота, Кузнецкий мост, Каменномостский питейный дом и др. Он создал архитектурную школу и обучил десятки учеников, что имело большое значение для дальнейшего строительства. Среди них находился известный В. И. Баженов (1737—1799 гг.), ставший впоследствии профессором двух иностранных академий и членом третьей. Он создал грандиозный проект Кремлевского дворца, который должен был занять весь Кремль и включить в себя его исторические памятники. Но этот смелый архитектурный замысел не был воплощён в жизнь. Творчеством Баженова является дворец Пашкова (старое здание библиотеки имени В. И. Ленина). Созданная им школа оказала огромное влияние на развитие московского зодчества. Значение великого Баженова общеизвестно.

Выдающимся учеником В. И. Баженова был М. Ф. Казаков (1738—1812 гг.). Он создал здание Сената (правительства) в Кремле со смелым купольным залом, Петровский, Царицынский дворцы, дом Моссовета, Голицынскую (2-ю Градскую) больницу и множество других построек и церквей. М. Ф. Казаков участвовал в сооружении всех казённых зданий своего времени в Москве.

В Москве родился академик И. Е. Старов (1743—1808 гг.), обучавшийся в Московском университете «первым началам словесности», который наряду с известнейшими сооружениями в Петербурге создал в 1776 году дом князя Гагарина и церковь с колокольней в селе Никольском под Москвой. Этой колокольней, по словам И. Грабаря, «совершён невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие» 3.
_____________________________________________________________
1. И. Забелин. Материалы, ч. 2, ст. 883. М. 1891.
2. Там же, ст. 972.
3. И. Грабарь. История русского искусства, т. III, стр. 340, 412, 480, 528, без года.
_____________________________________________________________

Московские архитекторы Селехов и Кирин построили в 1790— 1805 годы (по проекту Д. Кваренги) огромный старый Гостиный двор.

Д. И. Жилярди соорудил здание Ремесленного училища — ныне существующего Высшего технического училища имени Баумана.

Разрез и перспектива внутреннего вида Манежа.
Рисунок 115. Разрез и перспектива внутреннего вида Манежа.


В Москве в 1777 году обучался также А. Н. Воронихин, на которого большое влияние имели выдающиеся русские архитекторы Баженов и Казаков. Их же учеником был и В. П. Стасов, работавший «помощником по делам строительным в Москве» с 1783 по 1802 год. Здесь он построил 14 двухэтажных домов под гостиницы по концам главных бульваров, 7 школ и несколько других сооружений. Не останавливаясь на на многих интересных постройках XIX века, отметим здание Манежа, построенное в 1817 году. Это здание не имело себе равного в Европе по величине, размерам и конструкции перекрытия. Его длина 79 саженей, ширина 21 сажень, толщина стен 1 1/2 сажень. При столь значительном пролете здание не имеет ни одной колонны внутри (рис. 115). Первоначальная конструкция перекрытия состояла из 30 деревянных стропил, поставленных на расстоянии 18 1/2 фут. Затем эта система переделана в целях её усиления. Было поставлено 45 стропил через 12 1/2 фут., причём они связаны между собою прогонными брусьями.

Нижняя связь стропил длиной в 24 сажени состоит из двух брусьев по 22 1/2 Х 11 1/2 дм. Из них верхний сращён из пяти, а нижний из четырёх брусьев. Эти двойные балки соединены зубьями через 6 1/2 фут. и скреплены 46 болтами. Вышина стропил — 4 сажени 1.

Сооружение Манежа обычно связывали с именами генералов Бетанкура и Карбонье. Фактически они руководили этим делом при по-мощи переписки из Петербурга. Строительство же вёл инженер Кашперов 2. Основная работа легла на подрядчиков-крестьян: Г. Д. Головкина, Г. А. Красикова, Д. К. Мысина, В. И. Грязнова, П. Е. Баботина, Ф. Карпова и Д. Ф. Мартынова.
_______________________________________________________
1. С. Глинка. Путеводитель в Москве, стр. 333—337. М. 1824.
2. ЦГВИА, фонд 35, опись 41245, связка 172, д. № 108. О построении в Москве Экзерциц-гауза, л. 4, 34, 1817—1818. Там же. Связка 182, д. № 477. О доставлении плана и фасада Московского Экзерциц-гауза, л. 14, 20, 21. 1827—1828.
_______________________________________________________

Не рассматривая детально устройства всего перекрытия, можно констатировать, что оно наглядно свидетельствует, насколько Москва опередила в деревянных конструкциях Западную Европу.

Широкое развитие каменного строительства в социалистической Москве потребовало коренной реорганизации всего строительного дела и создания новой строительной индустрии. В практику широко были внедрены скоростные методы, сборное строительство, ведение работ в течение круглого года. Сделано очень много, чтобы в отсталой по своей технике промышленности стройматериалов внедрить новую технологию, механизировать производственные процессы.

За годы сталинских пятилеток в Москве построено более 6 млн. кв. м новой жилой площади, что составляет около половины дореволюционного жилого фонда в городе.

В течение текущего пятилетия в Москве будет построено 3 млн. кв. м новой жилой площади, что почти вдвое превышает объем жилищного строительства в 1936—1940 гг.

Вместе с тем построено и строится большое количество зданий общественного характера. По-новому, на основе всех достижений архитектурно-строительной техники оформляется советская столица. В истории строительства городов нельзя найти другого примера такой широкой, смелой реконструкции города, какая была предусмотрена генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. По инициативе товарища Сталина в Москве строятся высотные здания.

Профиль

Закат над Кремлем
nashenasledie
НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Календарь

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner