НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Categories:

Егорьевск

прогулка и рассказ terranovez

19 февраля у меня состоялась экскурсионная поездка на оленью ферму
"В гости к северным оленям"
с посещением удивительного, простого русского подмосковного города Егорьевск.



Назван город в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца.
Герб
Существует, однако, и другая версия, из области народных преданий, которая может служить иллюстрацией к менталитету жителей.

В Высоком сходились когда-то границы трех княжеств — Московского, Рязанского и Владимирского. За данью в село наведывались из каждого. Жители сумели якобы «объегорить» всех и не платили никому, заявляя сборщикам, что у них уже всё забрали предыдущие визитёры. Валерий Агеев очень подробно рассказал биографию Георгия Победоносца, этого святого мученика, который стойко перенёс все пытки со стороны римлян. Очень красочно, подробно, Валерий описал как его истязали, а он оставался цел и невредим. Прославился Георгий тем, что до своих пыток, спас жителей Бейрута от дракона, пронзив его копьём. Дракон требовал в жертву красивых дев, а когда дошла очередь до дочьки местного царя, тут и появился Егорий-Победоносец и поразил копьём мерзкого дракона. В Великом Новгороде, в Георгиевском соборе, есть фресковое изображение другого толкования легенды. Там, дракона ведут на поводке. Его усмирили добрым словом.
Легенды легендами, а один из храмов в городе был посвящён именно Григорию ( Егорию).

ещё немного из Википедии:

В 1178 на карте появился новый город Егорьев (городской суффикс «ск» в первоначальной редакции отсутствовал). Екатерина Вторая Указом от 24 августа 1778 года повелела открыть в декабре того же года Рязанское наместничество (губернию) с 12 уездами. В числе прочих назван и Егорьевский уезд. В связи с чем село Высокое было преобразовано в г. Егорьев. Новорожденный город был совсем небольшим. В его 106 дворах проживало 280 душ мужского и 295 женского пола. Основную часть населения составляли купцы и мещане. В 1779 г. город получил герб. В 1780 году Екатерина II утвердила план застройки Егорьевска. В 1796  император Павел I упразднил Егорьевский уезд. Егорьевск был превращен в заштатный безъуездный город и быстро стал приходить в запустение. Территория Егорьевского уезда была передана Зарайскому уезду. В 1802 году император Александр I восстановил Егорьевск в правах уездного центра.
Егорьевск был знаменит регулярными ярмарками (хлебная торговля). В 19 веке — важный центр старообрядчества. В том же веке стал центром ткацкой промышленности. Город сохранил провинциальный колорит.

Несколько фото городских пейзажей.



Дом на центральной улице - Советской.
Вдоль неё и формировался городской ансамбль. Яркий образец классицизма.
Теперь здесь историко-художественный музей,
организованный сыном городского головы Никифора Бардыгина Михаилом.







Бывшая гостиница Москва, оказавшееся теперь Пенсионным фондом.



Ансамбль круглой площади.


Остатки построек из ансамбля Успенского собора,
который был взорван "по просьбам трудящихся" в 30-х годах 20 века.



В центре площади, на месте, где когда-то стоял собор - Ильич.



Город Егорьевск в 19 веке стал центром текстильного производства.
В результате этого в городе появилась удивительная постройка - Биг Бен. Башня с часами, напоминающая Лондонский.

Немножко истории:


В 1844 г. был заложен первый корпус ткацкой фабрики Хлудовых, а в ноябре 1845 фабрика была пущена. В 1845 году фабрика имела около 15 тыс. веретён, вырабатывала до 60 пудов пряжи в день. В 1848 году, в связи с блестящим положением дел на фабрике, производство расширилось, были выписаны новые прядильные машины, приобретена новая паровая машина. На начало 1860-х гг. фабрика Хлудовых стала одной из самых крупных из ткацко-отделочных предприятий, находившихся в центральной части России. Пряжа русского производства не уступала по качеству английской или французской. В 1874 году Егорьевская фабрика вырабатывала до тысячи пудов пряжи в сутки, а между корпусами фабрики и подсобными помещениями была телефонная связь (!). Появилась такая же связь и с Москвой.




ХБК Вождь Пролетариата. Современное состояние. 

Сегодня фабрика Хлудовых - это бывший хлопчатобумажный комбинат со странным названием "Вождь пролетариата" (предприятие занимается пошивом военной одежды и униформы). Вообще в Егорьевске ко всему советскому относятся очень трепетно и бережно, сохраняя памятники советской эпохи, названия улиц и пр. Жители Егорьевска прозвали комбинат Биг Беном - из-за башни с часами, возвышающейся над корпусами завода, напоминающей лондонский Биг-Бен. И это и не случайно: создавали этот квартал англичане-архитекторы, которые построили здесь целый городок из викторианских по форме краснокирпичных фабрик, домиков, складов.


Теперь фото этого чуда:













Теперь несколько весёлых и грустных историй про удивительных людей - Хлудовых.

Деятельность Хлудовых на поприще промышленности была отмечена многими почетными наградами. Они получили в 1849 серебряную медаль за изделия фабрики, в 1853 — золотую медаль, в 1857 — Государственный герб, в 1860 Алексей и Герасим Ивановичи — звание мануфактур-советников, в 1861 им пожалованы ордена Св. Станислава I степени. Кроме того, изделия Егорьевской бумагопрядильни экспонировались на Парижской выставке 1867, где была получена серебряная медаль за пряжу.


О благотворительности купцов Хлудовых. Во время господства крепостного права они помогали рабочим фабрики выкупаться на волю. В городе на средства Алексея и Герасима Хлудовых была построена богадельня на сто человек для рабочих фабрики и бедных граждан Егорьевска (на начало ХХ в. капитал богадельни составлял 160 тыс. руб.), а при ней - церковь Михаила Архангела. Для рабочих были выстроены благоустроенные казармы. Хлудовыми в городе было построено начальное городское училище на 350 человек, учащихся в две смены, существовали также бесплатная школа и ясли. При фабрике была открыта больница и выстроена прекрасная баня, гордость Егорьевска, артезианский колодец. Для служащих фабрики поставлен трёхэтажный корпус для квартир, рядом устроены библиотека и читальня. По инициативе владельцев фабрики из прибылей образован специальный капитал в сумме свыше 195 тыс.руб как особый фонд, предназначенный для выдачи из него пенсий и пособий нуждающимся служащим и рабочим. На хлудовской фабрике был создан Комитет для разрешения рабочих вопросов, который следил за своевременной выплатой пенсий и пособий нуждающимся рабочим и подросткам. В 1895 году на пенсии и пособия было выделено 220 000 руб. Семейство Хлудовых сыграло видную роль в финансировании русских добровольцев, сражавшихся с сербами и турками.


Сегодня о Хлудовых вспоминают редко. А ведь оставили они заметный след не только в истории родного города, но и в литературе. Не прошёл мимо них бытописатель купечества А Н.Островский. В его пьесе "Горячее сердце" Хлудов – это Хлынов, который о себе так говорит: "...сам своему буйному нраву не рад, зверь зверем". И тут же: "Я дом в городе выстрою, да на сирот пожертвую". В истории сохранилась такая вот байка. Было у фабриканта три сына, которые не отличались строгостью нравов и вообще вели довольно разгульный образ жизни. Дабы пресечь это безобразие, отец послал старшего учиться в Англию. Увидев, что процедуры пошли на пользу старшему сыну (вернувшись, он стал серьёзно заниматься бизнесом), отец послал учиться и среднего. После учёбы и со средним произошли такие же перемены. А младший сын г-на Хлудова был настолько гуляще-пьющий, что просто оторви и брось. Но отец всё же, будучи человеком не бедным, решил и младшего отправить взаграницу, правда, без особой надежды на успех данного мероприятия.


По дороге в заморскую страну Хлудов младший осушил всё содержимое трюма. По-видимому, это не утолило его жажду, поскольку первым заведением, куда он направился в порту, было питейное. Там ему принесли небольшую рюмку крепкого спиртного напитка, который полагалось разбавить шипучей водой (предположительно, джин с тоником либо виски с содовой). Испробовав коктейль, он, чтобы не гонять понапрасну обслуживающий персонал, попросил принести ему большую бутылку алкоголя, а от воды отказался. После того, как в бутылке ничего не осталось, хозяин заведения заявил, что, если мистер без посторонней помощи встанет и подойдет к медной стойке написать на ней своё имя, он не возьмет с него денег за выпитое, поскольку такой подвиг совершался в этих стенах лишь дважды за всю историю их существования. Выпил г-н Хлудов действительно немало, поэтому встать самому из-за стола требовало нечеловеческих усилий. Остается предположить, что им двигало не желание сэкономить, а национальная гордость, так как он всё же встал сам. Когда он решил узнать, кто были его знаменитые предшественники, он прочитал на медной стойке имена: "Хлудов Старший", "Хлудов Средний".

 Немного городских пейзажей.



Городская администрация



Город сохранил деревянную и каменную историческую застройку. Старое...




И новое...



Старое, а рядом новое, но не очень.




Старое...На продажу.







Георгиевский  с о б ор.







Краткая история Георгиевского храма.

В Егорьевске издавна существовал старообрядческий храм-моленная во имя Святаго Великомученика Георгия Победоносца. Старообрядцы как бы оспаривали у приверженцев новой веры право преемственности от древнего Георгиевского храма, стоявшего здесь издревле. В 1851 году постановлением Рязанского Губернского Правления храм-моленная был закрыт. Более чем 30 последующих лет местные старообрядцы не имели своего храма.

В марте 1882 года по ходатайству Егорьевских купцов-стаообрядцев В. Клопова, С. и И. Князевых Министерство Внутренних Дел разрешило обратить в моленную жилое строение, но с условием сохранения прежнего внешнего вида, то есть без видимых извне крестов, колоколов, надверных икон и т.п. Согласно законам той поры, старообрядческий храм не должен был выделяться из окружающей застройки и выглядеть как молитвенное здание. Уже 15 июля 1882 года егорьевский уездный исправник доносил губернатору, что «… старообрядцами г. Егорьевска выстроен каменный двухэтажный дом для моленной, внешний вид которого нисколько не отличается от обыкновенных жилых домов, внутри же дома устроены, наподобие православного храма, внутренний кумпол и два клироса, а также делается помещение для алтаря с приспособлением иконостаса…».

В следующем рапорте, написанном через полтора месяца, уже упоминаются престол и жертвенник. Осенью того же года закончилась отделка и начались постоянные Богослужения. Значительные размеры здания и быстрота строительства свидетельствуют о многочисленности местных старообрядцев и наличию в их среде богатых купцов. В 1904 году Рязанское Губернское Правление и МВД разрешили соорудить каменную пристройку к храму. В 1906 году был утверждён проект каменной колокольни и деревянной надстройки с главами на храме. Старообрядческий храм Великомученика Георгия приобрёл вид, который сохранялся до его закрытия и поругания в 1936 году. Старообрядческий журнал "Церковь" писал «… храм поражает своим великолепием. Масса золота, ценных риз, дорогих украшений. Усердие жертвователей очень похвальное… Храм всегда переполнен молящимися до такой степени, что невозможно класть земные поклоны.»
В настоящее время в храме великомученика Георгия ведутся реставрационные работы. Начато восстановление иконостаса. Предстоит восстановление разрушенной колокольни. С 1998 года при храме создана воскресная школа.


Теперь снова город.

Площадь Победы. Город был в стороне от фронта, ему повезло.



Напротив площади.




Гостиница.




Улица Советская. Часть Касимовского тракта. Взгляд в сторону Москвы.
На этой фотографии можно лицезреть дома купца Брехова, устроителя старообрядческого храма. Получается 4 здание.



Дома.






Следующие фотографии, изображающие храм Александра Невского нельзя выложить без упоминания о втором значимом для города человеке - городском главе Никифоре Бардыгине.
Подробнее о его биографии можно прочитать здесь
Следует особо отметить, его заслуги в деле строительства городского водопровода, благоустройстве, упорядочении торговли, создании образовательных учреждений.


Храм Ал. Невского.








После покушения на жизнь Александра II 2 апреля 1879 года Никифор Михайлович проводит в думе предложение о сооружении в память неоднократного спасения царя от рук злодеев, храма и часовни во имя Александра Невского. Вскоре на Широкой улице возводится красивая стильная часовня. Однако построение церкви шло не так успешно. По какому то техническому упущению лопнули связи в четырёх главных арках, при чём арки дали трещины и осели замками. К несчастью, заведовавший постройкой рязанский архитектор Вейс вскоре умер, а его преемники не решались ни на что другое, как на разборку церкви. Тогда весьма удручённого Никифора Михайловича выручил известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. В 1880 году Бардыгин основывает новую трёхпрестольную, тёплую церковь, которая была закончена и освящена в 1883 году.


Самая удачная моя фотография. Голуби и храм Божий.
Такое обилие голубей я видел в Сергиев-Посаде в ноябре 2011 года.











Теперь о современном городе. Спортивные скульптурные композиции.




Жилая застройка по типовым проектам, украшена оригинальной, весьма удачной раскраской. Следует отметить, что историческая малоэтажная застройка не обезображена современной "точечной". Даже современные магазины уютно разместились в бывших купеческих двухэтажных домах. Массовая застройка велась на окраинах города микрорайонами со всей сопутствующей инфраструктурой.




Рядом с жилыми кварталами - современные торговые центры с фастфудом.




В городе имеется очаг культуры - клуб.



Проехали монастырь. Свято-Троицкий Мариинский девичий.




История Егорьевского Троице-Мариинского нештатного общежительного монастыря началась с деревянной Никитской церкви, перенесённой на кладбище г. Егорьевска с погоста Гвоздня Богородского уезда Московской губернии в 1792 г. В 1850-х гг. храм увеличен пристройкой трапезной и колокольни. Церковь не отапливалась, поэтому богослужения совершались редко. В 1878 г. при Никитской церкви учреждён самостоятельный причт.


15 февраля 1880 г. Н.М.Бардыгин испросил у городской Думы землю рядом с кладбищенской оградой и начал строить, исключительно на свои средства, трёх-престольную каменную Троицкую церковь. Она была тёплой. Освящена в 1883 г. В 1892 г. Никифор Михайлович обратился с заявлением "от неизвестного лица" об отводе земли при кладбищенской церкви для постройки богадельни. Неизвестным лицом оказалась жена Бардыгина Мария Владимировна. У неё возникла мысль учредить женскую общину при богадельне и впоследствии обратить кладбищенскую церковь в монастырь, где она предполагала провести остаток своих дней после смерти мужа (она была значительно его моложе).
При её крепком здоровье и умеренной жизни она должна была бы жить долго. Но не дожила до построения монастыря. Через пять лет внезапная болезнь свела её в могилу во цвете лет. На киоте, венчающем её могилу, были написаны слова Спасителя: "Бдите убо, яко не весте ни дне, ни часа, в онъ же Сын Человеческий приидет".
Мария Владимировна была второй женой Никифора Михайловича. Овдовев, он сильнее прежнего отдался религиозному настроению. Его общественная деятельность приняла характер церковной и благотворительной. Архитектор Иван Тимофеевич Барютин, который руководил всеми строительными работами, задуманными Никифором Михайловичем, расширил Троицкую церковь. Она была замечательна внутри благолепием, одна из лучших в Рязанской епархии. С юга был пристроен придел святителя Никифора Цареградского, с севера придел Марии Египетской. В 1899 г. приступили к строительству второго каменного корпуса с южной стороны кладбища и заложили красивую каменную ограду с башнями и святыми вратами.


12 апреля 1899 г. было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Святотроицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 г., ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (1835 - 1900 гг.) На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал - 30 тыс. рублей - и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь.


После смерти Марии Владимировны поражённый горем Никифор Михайлович начал чувствовать недомогание от развивавшейся болезни почек. Он не обращал на неё внимания и по обыкновению продолжал усиленно работать, к врачебной помощи обращаться не любил. 31 мая 1901 г. он в последний раз присутствовал на заседании городской Думы и после слёг. 13 ноября того же года скончался на 67-м году жизни. Погребение Никифора Михайловича состоялось с величайшей торжественностью. Прибыл Рязанский епископ преосвященный Полиевкт, архимандриты Богословского и Радовицкого монасты рей, духовенство Егорьевска и ближайших сёл. Перенесение тела Никифора Михайловича в монастырский собор было совершено в преднесении хоругвей, перезвоне колоколов городских храмов, торжественном пении двух хоров, в сопровождении множества духовенства. За гробом шла масса народа. Тело провожал весь город, желающих нести гроб было так много, что его поставили на большую платформу, под которой непрерывно менялись люди, поддерживая её на своих головах.


Могила Никифора Михайловича находилась у стены в правом приделе храма во имя святителя Никифора Патриарха Цареградского. На арке мраморного киота, в котором была установлена семейная икона Бардыгиных, было написано избранное самим Никифором Михайловичем изречение Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам".

Монастырь никогда не был большим, в 1917 г. в нём жили семь монахинь и четыре послушницы - на несколько десятков старушек-богаделок. Монастырь закрыли в 1918 г., в конце 20-х гг. начали разрушать. Разобрали колокольню, завершение Троицкого собора, от деревянной кладбищенской церкви остался только фундамент. Надгробия Н.М.Бардыгина и игуменьи Олимпиады срыты, и только прямоугольник серого цементного раствора среди плиточного пола церкви показывает место их захоронения.


Одно время в монастыре размещался Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В.П.Чкалова. В Троицком соборе соседствуют храм (в 1990-х гг. придел преподобной Марии Египетской был передан верующим) и клуб училища. Далее фотографии с Викимапии. В рамках нашей поездки монастырь не посещали. Первая - историческая, вторая - современное состояние. Монастырь сейчас действующий.






Конец.
Tags: Подмосковье, архитектура, деревянная архитектура, монастыри, фоторепортаж, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments