НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

100 лет Всеволоду Васильевичу Санаеву

Валерий Семёнович Кичин valery_kichin :

Открытое лицо. Прямой проницательный взгляд. Надежность, обстоятельность в облике.
Это - Всеволод Санаев.Санаев

Одна из первых ролей в кино - в  "Волге-Волге". Точнее, две: он там играет лесоруба на плоту, который затягивает, пританцовывая: "Вьется дымка золотая придорожная, ой ты радость молодая, невозможная...", и еще одного из музыкантов. Чем он привлек режиссера Григория Александрова? Фактурой. Открытостью лица и прямотой взгляда, надежностью и обстоятельностью.

Признайтесь: вы много знаете эпизодических ролей, сыгранных более семидесяти лет назад, которые помнились бы до сих пор? Лесоруба почему-то помнишь. Там вокруг много актеров, а видишь - Санаева.

Потом был красноармеец, пришедший на урок к героине Валентины Серовой в комедии "Сердца четырех". И снова почему-то врезается в память именно это лицо.

Это и называется: крупность личности. Нечто абсолютно субъективное, нечто уникальное, присущее даже не этому актеру - этому человеку!

Всеволод Санаев был прекрасным актером. Абсолютно органичный в каждой роли, он ни разу не попытался заняться чистым лицедейством, - проживал роль глубоко и серьезно. Кино, как всегда, эксплуатировало счастливо найденный типаж и не спешило предложить актеру попробовать себя в другом амплуа. Поэтому везде, где нужны было открытое русское лицо и надежность облика, снимали "рабочую косточку" -  Санаева. И все первые годы он играл главным образов в эпизодах: милиционер в "Девушке с характером", секретарь райкома ("В степи"), директор МТС ("Возвращение Василия Бортникова"). Уже знаменитый Санаев - снова и снова в эпизоде. И снова - запоминающемся. Эпизоде-знаке. Знаке надежности и неспешной мудрости русского национального характера, в каком бы обличье он ни являлся.

Среди сыгранных ролей много партийных работников. Тех, кто в критический момент мудро прищурятся, прозорливо всмотрятся в подлеца - и выведут его на чистую воду. И спасут от бюрократической машины ценную идею, ценного работника, ценную инициативу.

Первое почетное звание заслуженного артиста республики он получил, в сущности, за эпизоды. А точнее - за эту воплощаемую им надежность. Он был как бы лицом настоящей советской России, к которой не липнут пороки, воплощаемые исполнителями отрицательных персонажей.

Одна из первых ролей в кино, показавших масштаб дарования, - Сиплый в "Оптимистической трагедии". Великолепная пьеса, грозная сшибка характеров, представший в трех актах срез эпохи. И редкие возможности, предоставляемые актерам. Санаев этой возможностью воспользовался сполна: это был едва ли не первый случай, когда ему дали сыграть "отрицательного" персонажа. Санаев оказался великолепным характерным актером - редкостно колоритным и мощным.

Но эта большая и важная роль оказалась эпизодом в жизни актера. Он продолжал играть много и хорошо - бригадиров, врачей, парторгов, персонажей с невыразительными чаще всего фамилиями, но выразительным характером. Характеры не были прописаны в сценариях - их творил Санаев. Но и Сиплый не прошел незамеченным: вскоре "профессиональный эпизодник" Всеволод Санаев получил звание народного артиста РСФСР.

Он долго ждал реализации своего призвания. И нашел его после встречи с Василием Шукшиным. В них было много общего: трудовая закалка, и не отсутствие так называемого "аристократизма", а прямое, убежденное ему противостояние - как любой фальши. После фильмов и героев Шукшина как-то неловко возвращаться к до блеска отлакированным персонажам многих советских официальных картин: перед нами проходила словно сама жизнь. Санаеву здесь тоже доставались роли небольшие, но ключевые - такие, как "городской профессор", встретившийся недоверчивому селянину (Шукшин) в купе поезда ("Печки-лавочки"). С Шукшиным у Санаева было очень много общего, и прежде всего в их ощущении правды. "Многие толкуют о правде в нашем киношном деле - какая она наяву, а какая на экране, а вот у Шукшина особенная - единая и там, и тут", - говорил он в одном из интервью.

Очень поздно пришли долгожданные главные роли. Уже всесоюзно знаменитый Всеволод Санаев появляется в детективном "сериале", снятом для большого экрана, - "Черный принц", "Возвращение "Святого Луки" и "Версия полковника Зорина". Картины эти сразу завоевали любовь зрителей, они и теперь все время на телеэкранах.

Интересно, что обостренное чувство правды Санаев прекрасно совмещал с сыгранными им ролями "государственных людей". Одно не противоречило другому. Среди его героев - бригадиров, парторгов, руководителей и рядовых рабочих - люди, честно отдававшие себя общественной пользе. Общественной пользе должно было служить и кино - в этом Санаев был уверен, и сам его облик камня на камне не оставляет от новейшего мифа о советских фильмах как о сплошном тоталитарном вранье.

Воспоминания Станислава Юрьевича Садальского и чудесные фотографии

Tags: 100-летие, Кичин, Конский, МХТ/МХАТ, Народный артист СССР, Садальский, актёры, юбилей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments