НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Он только отметил 90-летие...

Сергей Николаевич Колосов

1958 — Солдатское сердце
1961 — Укрощение строптивой
1962 — Кубинская новелла
1964 — Вызываем огонь на себя
1966 — Душечка
1967 — Операция «Трест»
1967 — Северо-западнее Берлина
1971 — Свеаборг
1974 — Помни имя своё
1977 — Диалог
1980 — Назначение
1982 — Мать Мария
1985 — Дороги Анны Фирлинг
1988 — Радости земные
1992 — Раскол
1995 — Исповеди. Дневник профессора Готье
1998 — Судья в ловушке
2002 — Маска и душа
2006 — Потерянные в раю

Прощание 15 февраля в ЦКБ. Похороны на Троекуровском...
________________________________________________________________________

Крепитесь, дорогая Людмила Ивановна...
обнять и плакать...

Познакомились они, когда Касаткина училась на четвертом курсе. Она вспоминает: «Я была хорошенькой. У меня было много поклонников. Но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала как оглашенная. Такая недотрога была. И поэтому, когда за мной начал ходить Колосов, вернувшийся с войны, пионы носить... Помню, его подвели ко мне в гитисовском дворике: «Вот познакомься, это Людочка Касаткина. У нее сегодня день рождения». «А можно мне сегодня зайти вас поздравить?» - спросил он робко. «Отчего же. Конюшковский переулок, 22, квартира 50». И вот он надраил свои сапоги, начистил пуговицы на гимнастерке, приходит с пионами, а ему говорят: «Тут такой нет». Это я пошутила над ним. Четыре года мы дружили до женитьбы. Я сказала ему: «Я должна проверить, люблю ли я тебя, а ты меня по-настоящему». И за четыре года он откинул от меня всех моих поклонников».

Свадьбу Сергей Колосов и Людмила Касаткина сыграли через несколько лет после окончания института - в 1950 году.

*****

ФИЛЬМ СТАЛ НАСТОЯЩЕЙ СЕНСАЦИЕЙ

Четырехсерийный телевизионный фильм "Вызываем огонь на себя", сорокалетие создания которого отмечается сегодня на телеканале ТВЦ, положил начало даже не новому жанру, а, пожалуй, новому виду отечественного кинематографа, увенчавшемуся целым рядом настоящих шедевров. О том, как создавалась эта картина, о ее значении в отечественной экранной культуре мы беседуем с режиссером-постановщиком фильма и, можно сказать, основоположником телевизионного многосерийного кинематографа Сергеем Николаевичем Колосовым.

- Сорок лет - возраст для фильма почтенный. На ваш взгляд, не подернулся ли "Вызываем..." пусть почетной, но все же патиной времени?
- Нет, абсолютно современная картина. Правда, она идет вразрез с поверхностными, так называемыми остросюжетными нынешними лентами. Это другой сорт кино. "Вызываем..." - это прежде всего психологический фильм, а потом уже остросюжетный. Здесь главное - характеры, судьбы.

- Первый многосерийный телефильм. Наверное, был какой-то порог, через который надо было перешагнуть, - психологический, идейный, организационный, наконец? Приходилось ли что-то кому-то доказывать?
- Нет, идею сразу все поддержали. Правда, сначала речь шла о трех сериях. Казалось, что три - это так много! На студии иногда говорили: Сергей Николаевич, да кто ж будет три вечера тратить на одну и ту же картину?

- Сейчас об этом даже смешно говорить...
- Вот именно (смеется). А когда начальство посмотрело фильм, то возник вопрос: а почему только три? И дали денег на четвертую.

- Ваша картина сильно отличается от нынешних сериалов. Это настоящее полноценное кино. Как удалось этого достичь при урезанных сметах, сокращенных сроках?
- Нет-нет, сроки были сжатые, но вполне приемлемые, и то, что требовалось для съемок, нам предоставляли. Теперь о главном. Дело в том, что я пришел в кино с определенной кинематографической и театральной культурой. Я с детства варился в этой среде. Четыре года ассистентской работы у великого режиссера Алексея Дмитриевича Попова. Потом с Рошалем в сильнейшей, высокопрофессиональной группе. Настоящим кинематографическим университетом стала работа в группе Арнштама в советско-болгарском фильме "Урок истории" о Георгии Димитрове. "Вы в Болгарию поедете на целый месяц!" - завлекал директор "Мосфильма" Иван Александрович Пырьев. Тогда это считалось редким подарком судьбы. К тому же активная работа на радио - в "Театре у микрофона". Так что профессиональные накопления были серьезные. Первая моя работа на телевидении была сделана в 1952 году - дипломная постановка. Складывалось свое понимание природы телевидения не только как технического способа транслирования искусства, а как синтеза публицистики и игрового материала при ведущей роли документалистики. На всю жизнь запомнился совет Попова, посмотревшего телевизионную версию моего диплома: "Смотри телевидение, за телевидением будущее". Для меня его слова были святы.

- Как возник замысел "Вызываем..."?
- В "Комсомолке" в 1959 году была напечатана документальная повесть Овидия Горчакова "Вызываем огонь на себя". Прочитал я ее, и вот так меня взяло... Необычный материал: интернациональное подполье, мальчики и девочки ставят магнитные мины на гитлеровские самолеты, железнодорожные эшелоны - при немецкой-то системе охраны! Сообщают в Москву ценнейшие разведданные. И возглавляет это простая девчушка с девятью классами - Аня Морозова, моя ровесница. Меня это потрясло, прямо-таки покоя не давало. Связался с Горчаковым. Оказалось, что за время, прошедшее с первого издания, выяснены судьбы очень многих людей, которые прежде были неизвестны. Вышла книга, написанная совместно Горчаковым и польским писателем и историком Янушем Пшимановским. История приобрела таким образом новый объем. "Может, - говорю, - сделаем фильм?" "Я пытался написать сценарий, - отвечает Горчаков, - но не получилось". Оказалось, что его по каким-то причинам не приняли на "Ленфильме". "А вы не будете возражать, если я попробую?" Так все и началось.
И вот что еще важно: фильму предшествовала моя радиопостановка, каждая серия которой заканчивалась документальными интервью с оставшимися в живых участниками событий. С трансляцией ее, правда, возникли проблемы. Некие "консультанты", в том числе из Брянска (события, описанные в повести, происходят на Брянщине. - В.В.), просигнализировали в ЦК КПСС о том, что материал-де не соответствует действительности. Пришлось ходить по инстанциям, разбираться, доказывать. Заведующий сектором телевидения и радиовещания ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев даже посоветовал бросить эту тему, найти что-то другое. "Не могу", - говорю. "Как не можете?" "А вот так, прилип к этой теме, бросить не могу". "Что же будем делать?" "А вот что, разрешите мне выехать в Брянск и чтобы меня принял секретарь обкома партии по пропаганде". "Хорошо, - говорит, - желаю успеха". И поехал я в Брянск, показал подлинные письма, документы - это целая эпопея была, долго рассказывать.

- Как собирали материал? Как добились такой подлинности киноповествования?
- Тогда еще многие из бывших партизан и подпольщиков были живы. В германской редакции иновещания нашлись люди, служившие в гитлеровской армии. Один из них снимался у нас в эпизоде в казино. Ассистент сервировал стол на свой вкус, так, как ему казалось, угощались в казино немецкие офицеры. Так вот, настоящий бывший офицер подходит и швыряет на пол всю сервировку: "Вы что, с ума сошел? Делать в казино мясо? Какой офицер фюрера будет есть в казино мясо? Это должно быть изысканный блюдо. Вы фрукт сюда несите, пирожные несите, печенье".

- Как приняли фильм начальство, зрители?
- Начальство доброжелательно, ничего не могу сказать. В обсуждении на худсовете участвовали бывшие партизаны, ветераны войны, Герои Советского Союза. Вопрос был в том, как получше разместить фильм в эфире. Приурочили показ к Дню Советской Армии. После фильма -девяностоминутная (председатель Гостелерадио Николай Николаевич Месяцев сказал: берите столько времени, сколько вам надо) передача: участники событий, актеры, съемочная группа. Вел ее молоденький тогда Игорь Кириллов. Вскоре выдвигают нас на Государственную премию РСФСР: меня, оператора, художника, Касаткину и Ролана Быкова. Кинематографисты из комиссии от такой "наглости" обалдели: что, телевидение? - вон отсюда. Так и проехало. Телевизионщиков тогда всерьез не воспринимали. Это трудно и долго изживалось. После выхода "Вызываем..." многие участники сещинского подполья получили государственные награды, Аня Морозова посмертно была удостоена звания Героя Советского Союза.

- Исполнительница этой роли Людмила Касаткина была определена априори или имелись варианты?
- Мне пытались подсунуть одну популярную киноактрису, но я не дался. Люда меня очень поддержала. Во-первых, она абсолютно искренняя, в ней нет никакой театральной фальши. А во-вторых, ее улыбка, за такие улыбки (смеется) проклятые буржуи большие миллионы платят. Потом у нее голова очень хорошая, она ухватила, как распределить роль по сериям, динамику образа - от растерянной юной девчушки до руководителя большого действующего подполья. А в этом ведь главный смысл картины.

- А как прошла телепремьера?
- Такого Москва никогда еще не видела. Люди бросали работу, мчались домой, троллейбусы, трамваи полны, в метро только о фильме и разговоры, машины сталкиваются, милиция ругается. Это была настоящая, неслыханная сенсация. На премьере в Доме кино на первом фильме еще были свободные места, на втором уже, как говорится, висели на люстрах. А на премьере в Берлине выступил человек, который в Сещи командовал немецким авиационным полком, полковник люфтваффе, гитлеровский ас Вальтер Левес-Лицман. "Я хочу засвидетельствовать, - сказал он, - все, что вы увидите в этой картине, - настоящая правда. Я командовал авиаполком, базировавшимся на сещинской авиабазе. Мне была поставлена магнитная мина, мой самолет взорвался в воздухе, и я чудом спасся, приземлившись на парашюте - прямо в объятия красноармейцев. Потом лагерь, теперь я честно служу социалистической Германии". При этих словах обе Германии замерли.

- Как вы, создатель отечественного многосерийного кинематографа, относитесь к нынешнему засилью телесериалов на наших экранах?
- Огорчаюсь. Сериалы делаются торопливо, небрежно. К тому же удручает однотемье: милиция, сыщики, воры... Разве этим наша жизнь исчерпывается? Однотипные посредственные сценарии. Очень бедно изобразительное решение, сплошные крупные и сверхкрупные планы, которые должны быть ударными моментами в фильме. Тоже результат "экономии" - не надо строить дорогостящие декорации, как-то решать фоны, продумывать движение камеры. Много случайных людей в телевизионном кино, в том числе и среди руководителей творческих объединений. Не нужно нам такое количество телевизионных фильмов. Нужно качество, а не количество. А скольковеликолепных телефильмов погребено в архивах?

Tags: Великая Отечественная война, Народный артист СССР, Память, Сергей Колосов, ТВЦ, интервью, кино, режиссёр, тв
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments