НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

О Ликвидкоме и его пособниках

Главные силы либеральных, передовых деятелей культуры, поддержавших и расстрел Верховного Совета в 1993 году, и все ельцинские победы в течение двух десятилетий, были брошены на ликвидацию советского проекта в культуре[2]. И это вполне удалось — всё ликвидировали, и настолько старательно, что вызвали естественное удивление и протест поколений новых, повзрослевших в последнее десятилетие. Из элементарного чувства справедливости они готовы уже стать и соцреалистами. Между тем вся организационная, техническая и производственная база союзов писателей, художников, кинематографистов, все театры — все это было наследием советского времени. И только тут в культуре было “как везде” — усиленная эксплуатация нажитого другими добра. В общем, если в 90-е годы нужно было кричать “Долой великую литературу!”, “Великое кино — советская ложь!” и т. д., когда слово “великость” опасно было произносить, то в нулевые, напротив, все захотели возродить прежние величины — “великую духовность” и т. д. Увы, результатом стала абсолютная стагнация культуры. Новый застой.


С другой стороны, культура стремительно превращалась в территорию лавочников, торжище рыночной продукции. И этим процессом были захвачены академические театральные сцены, практически все издательства, кинопрокат, выставочные площадки. Все серьезное, консервативное, глубоко мыслящее, то есть подчиненное законам некоммерческого воодушевления, — все это было нагло вытеснено, скомпрометировано, обращено в нищету и маргинальность. Но именно здесь, среди тех, кто мыслил и страдал и даже просто в упрямом стоянии не позволял перейти себе границу, отделяющую культуру от антикультуры, — именно здесь сохранялось и развивалось то, что сейчас должно быть востребовано, если мы хотим модернизации. Модернизации, невозможной без участия качественной человеческой личности, способной сознательно ставить перед собой задачи и творчески решать их. Когда схлынет накипь рынка, то станет ясно, что именно люди, отстаивающие культурную доминанту, могут предъявить нашим соотечественникам, желающим оставаться в культурном поле и, естественно, миру, высокой пробы культурный продукт.


Государственная власть говорит и действует устами и руками своих чиновников. А чиновники между тем финансировали тех, кто чувствовал не боль времени, а “вонь времени” — культуру разложения и смерти, животных инстинктов и бездумного гламура, постмодернистских игр в деконструкцию и смакование чернухи.


В культуре двадцать лет работал ликвидаторский проект, шла зачистка следов советизма, но, как оказалось, ценностей и смыслов настоящей русской культуры. Уничтожить их совсем уж не смогли, но носители их были вытеснены в область нищеты и общественного презрения. Как горько признавался А. Зиновьев (“Метили в социализм, а попали в Россию”), так и наши “авангардисты” из чиновников и творческих деятелей метили в “совка” и советское искусство, а уничтожили высокое представление о культуре и человеке. Трудно вспомнить иные какие-либо времена такого культурного отступничества и культурного поражения, как это было в последнее двадцатилетие[3].


Безусловно, обновление русской идеологии и русской культуры было необходимо. Но обновление может быть подлинным (не отрывающимся от корней) и гибельным. Наш вариант был вторым — вариантом культурного одичания и варварства. Обществу, которое мы построили, никакая культура, кроме массовой и ширпотреба, не нужна! Не нужна сложная культура, не нужна национально-значительная, не нужна существенно-объединительная...
Культурный тупик, в который привел вариант культурного упрощения, сегодня очевиден многим. И выходы предлагаются разные.


ПОЛНОСТЬЮ в журнале русской консервативной мысли Золотой Лев (хороший журнал, спасибо за открытие fa)


кому интересно: вот здесь закон о культуре, который никак не примут в Госдуме (спорный вопрос, нужно ли принимать его в этом виде) и попытка разговора о культуре как о базисе государственности с молодым чиновником, вот здесь.

_____________________________
Tags: 90-е, Государственная Дума, Медведев, Путин, засланцы, ликбез, мнение, русская цивилизация, современная архитектура, современное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment