НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Category:

Профтехобразование в Белоруссии

Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея МУСИЕНКО, руководителя минского Аналитического центра «ЕСООМ», о жизни в современной Белоруссии.

- Какова структура профтехобразования? Как она меняется?

– За 20 лет после развала СССР число учреждений профтехобразования снизилось с 254 до 218, учащихся – с почти 140 до более чем 100 тысяч человек (и ещё более 22 тысяч взрослых проходят повышение квалификации и переподготовку). Но закрыто лишь четыре учреждения: остальные укрупнены.

Развитая сеть – 37 ПТУ, 112 профессиональных лицеев, 69 профессионально-технических колледжей с почти 13 тысячами преподавателей – равномерно распределена по стране. Есть 14 ПТУ при исправительных учреждениях МВД и три специальных, закрытых ПТУ при этих учреждениях – вот где высокий конкурс, хотят стать квалифицированными рабочими!

– Какая часть школьников идёт в профтехобразование?

– Около 20%. Учат бесплатно. 47% принимаются на основе общего среднего и 53% – общего базового образования. Более трёх четвертей получают две и более профессии.

– Каково бюджетное финансирование?

– В целом доля внебюджетных средств около 16%, но у некоторых учреждений достигает 40–50%.

– Какова престижность профтехобразования?

– Андрей Андреевич Громыко, министр иностранных дел и председатель Президиума Верховного Совета СССР, после семилетней школы учился в профессионально-технической школе в Гомеле. Один из заместителей госсекретаря Совета безо­пасности Беларуси – выпускник системы профтехобразования.

Средний конкурс – 1,2 человека, на ряд специальностей до 3–4 человек на место. Бывает, хотя и редко, предварительное тестирование при приёме. Закон гарантирует первое рабочее место выпускникам; около 96% получают направление на работу.


14% выпускников продолжают обучение на уровне средне-специального или высшего образования, а по некоторым специальностям и 90%, конечно, не сразу.

– Если ваш ребёнок вздумает в 9-м классе идти в систему профтехобразования – что скажете?

– Посоветую, куда пойти. В своё время я и сам получил профессию автослесаря в Минском техническом училище №31. Сейчас это Профессионально-технический колледж монтажных и подъёмно-транспортных работ.

Многие руководители учились в системе профтехобразования и благодарны ей. В тяжёлые годы после развала СССР выходцы из системы сильно поддержали её. В основном в ней работают энтузиасты, такие как директор моего бывшего училища Т.А. Ястреб, она тоже выпускница ПТУ. Такие люди сохранили традиции советской профессиональной школы и превзошли её по многим параметрам.

Могу и вашим детям посоветовать, ведь и для россиян у нас бесплатное образование.

– Мой скорее к вам на спецназовца пойдёт, чем на автослесаря. А сколько зарабатывает преподаватель? Какова стипендия учащихся?

– Ставки рассчитываются по часам. Среднемесячная зарплата преподавателя – около 7,5 тысячи российских рублей; это 86% средней зарплаты в стране. Мастера производственного обучения в более выгодном положении, могут получать в 1,5 раза больше; учащиеся иногда зарабатывают почти столько же. Стипендии же – около 820 ваших рублей в месяц – одинаковы и в вузе, и в профтехобразовании.

Текучесть педагогических кадров часто отсутствует вообще. Так, около 70% преподавателей Слуцкого профессионально-технического колледжа перерабатывающей промышленности его же выпускники, а директор Б.Б. Блахин – сын его прежнего директора.

– Есть ли дефицит рабочих?

– Есть: безработица уже много лет около 1%. Но система профтехобразования гибко реагирует на спрос: не допускает массового перепроизводства специалистов «модных» специальностей и увеличивает приём на дефицитные. Когда из-за строительного бума стало не хватать строительных рабочих, мы за три года увеличили их подготовку вдвое!

– Сохранена ли такая специфика советской системы, как «рабочие 6-го разряда», которые в силу уникальных навыков обрабатывали детали на станках с точностью, кратно превышавшей их характеристики? Из-за этого многие советские технологические решения – от ШКАС в 1941 году до изменяемой стреловидности крыльев Ту-160 – так и не удалось воспроизвести нашим стратегическим конкурентам, даже имеющим всю документацию.

– Такие рабочие есть. Конечно, их стало меньше – ведь раньше они работали на весь Союз! В основном это специалисты оборонки или предприятий типа «Интеграла». Решение об усилении подготовки специалистов с 4–5-м разрядом приносит плоды, их сейчас 30% выпускников.

Так, по специальности «Мехатроника» специалист должен обладать квалификацией: мехатроник 5‑го разряда, наладчик станков с программным управлением 6‑го разряда, оператор этих станков 3-го разряда, слесарь по ремонту электрооборудования 3-го разряда! Ребят предприятия забирают «на ура» и часто платят больше, чем их мастерам в колледже. Подробнее расскажу при описании ВПК.

– Есть ли учреждения профтехобразования при заводах?

– В СССР их создали в 1984 году, но идея была неудачна. В Белоруссии предприятиям передали девять учреждений – все четыре, закрывшиеся за 20 лет, из их числа. Последнее ПТУ возвращено Минобразования Минским автозаводом ещё в начале 90-х, а позже перестал готовить себе рабочих и Оршанский авиаремотный завод: стал шефом ПТУ, автобус им купил. Эффективнее готовить специалистов централизованно.

– Работают ли белорусские рабочие по специальности за границей?

– По всему миру работают, спрос велик. Востребованность тоже проблема – у нас переманивают квалифицированных специалистов, но есть и позитив: люди возвращаются не только с деньгами, но и c богатым опытом.

– Как оборудованы учреждения профтехобразования?

– По уровню оборудования отдельные учебные кабинеты, лаборатории и мастерские колледжей на голову выше вузов. Богаты фонды специализированных библиотек, везде доступ в Интернет. Лучший и крупнейший в стране зоосад – при Могилёвском государственном профессиональном агролесотехническом колледже. Многим учреждениям помогают профильные предприятия, ряд иностранных фирм устраивают демонстрационные классы. Хотелось бы шире привлекать и ваш бизнес.

– Преобразуются ли учреждения профтехобразования в вузы, в частности – университеты и академии? Насколько часто?

– У нас действует рациональный, программный метод управления системой профтехобразования. Многие ПТУ реорганизованы в колледжи и лицеи, но не огульно. Профессионалы удерживают отрасль от непродуманных новаций. Подготовка развивается вслед за потребностями экономики и социальной сферы, с учётом негативного опыта ряда стран.

Преобразование в академии? Ну вот в 1840 году в местечке Горки Могилёвской губернии была открыта земледельческая школа. Сейчас это Белорусская государственная сельхозакадемия, старейшее и крупнейшее высшее аграрное заведение Европы. Как видите, процесс не быстрый.

– Каково будущее системы профтехобразования в Белоруссии?

– Считаю, что государству надо пристальнее взглянуть на систему и существенно ей помочь. У неё огромный потенциал. Люди, работающие в ней, совершили великое дело!

Конечно, есть проблемы, часто мешают узковедомственные подходы. Но есть научное обеспечение непрерывного профессионального образования А.Х. Шляра – ректора Республиканского института профессионального образования (РИПО), доктора педагогических наук, профессора; есть молодые руководители, например В.Н. Голубовский (директор Минского профессионально-технического колледжа), понимание и поддержка Минобразования.

В октябре 2011 года Совет глав правительств СНГ сделал РИПО базовой организацией СНГ по подготовке кадров для профессионально-технического и среднего образования. Это признание!

Многие учреждения работают с российскими регионами, готовится большая программа по подготовке преподавателей для Азербайджана. Приезжают на переподготовку преподаватели из Нигерии, Турции, Венесуэлы, других стран. В развитии такого сотрудничества – огромный потенциал дальнейшего развития профессионально-технического образования Белоруссии.

Tags: Белоруссия, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments