НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie

Страна первопроходцев. Полвека назад.

rudzin

Эта статья была опубликована корреспондентом американского журнала "Popular Mechanics" ровно 50 лет назад, в январском выпуске 1958го года. Дэвид Скотт проехал на предоставленном ему фирмой Воксхолл автомобиле через всю Европу, чтобы составить свое личное впечатление о Советском Союзе.

Два дня мы ехали по России, ехали по широкому, практически пустому шоссе. После остановке в Смоленске мы вновь устремились к нашей цели, городу парадоксов, Москве. Сзади, как и раньше, сидел Владимир, 22-летний переводчик, предоставленный нам Интуристом, советским туристическим агентством.
В полдень на третий день пейзаж стал меняться. Примерно за 50 километров до Москвы появились группы домов. Большинство из них – деревянные сараи, но над каждым – телевизионная антенна. Иногда мы проезжали фабрику. В пригороде огромные жилые дома стоят среди леса строительных кранов. Только здесь начинается движение на шоссе - немного легковушек и бесконечный поток грузовиков, напоминающих армию на марше.

слева – жилые дома на окраинах Москвы. Дорога расширяется до шестиполосного шоссе
справа – московские парадоксы: опутанные телевизионными антеннами столетние дома в тени новых жилых зданий

Новые впечатления просто сыплются на нас. На дорогах мы видим автомобили с водяными цистернами и механическими щетками, которые отмывают их от грязных следов, оставленных грузовиками с ближайших строек. Владимир говорит, что в Москве вы можете быть оштрафованы за грязный автомобиль. Также штраф можно получить за использование автомобилем звукового сигнала и даже за выброшенный на улице окурок.

слева – по Москве запрещено ездить на грязной машине, но комплексная ее мойка вот этой крепкой теткой обойдется всего в 50 центов
справа – будучи припаркованной у гостиницы, наш автомобиль (автор называет его Виктор) всегда привлекал группы интересующихся автомобилями русских

Центр города представляет собой непрерывное сражение между авто и пешеходами, хотя москвич, оказавшийся в середине потока машин, имеет достаточно здравого смысла, чтобы стоять тихонько, пока машины несутся мимо него. Для непосвященных это выглядит крысиными бегами, но милиционеры (полицейские по-русски) не кажутся озабоченными. Одетые с иголочки в похожую на военную форму, они часто управляют движением просто движением головы или трелями свистка. Все время участия в этой битве мы помнили совет своего английского гида: «Когда ведете машину в России, всегда помните о возможном несчастном случае».

слева – Разметка направляет поток машин через пустые пространства в центре Москвы.
справа – На широких проспектах центра Москвы быстрое движение. Пешеходам же остается спасаться на узких тротуарах.

В обширной Московской Сельскохозяйственной и Индустриальной Выставке мы близко рассмотрели автомобили, которые могут купить обычные русские.
Самый популярный – 4-хместный Москвич, внешне напоминающий смесь из британских моделей и стоящий примерно $1500. Это больше, чем средняя зарплата за год, и все деньги за машину нужно вносить наличными – никакая система кредитования не предусмотрена. Внешне – обычный автомобиль с 35-сильным двигателем, ручной коробкой с 3-мя передачами, радио и печкой в стандартной комплектации.
Машина вооружена всем, что нужно для борьбы с трудными российскими дорожными условиями и погодой. Двигатель имеет два отдельных топливных фильтра, зимний ставень на радиатор. Буксирный крюк на случай, если вы застрянете в глуши, и кресла, раскладывающиеся в двуспальную кровать, если крюк вам не помог. Набором инструментов, включающим более 20ти ключей, можно оборудовать маленькую мастерскую.
Также мы взглянули на большую Волгу, которая стоит $3000. Она оборудована одним из первых в России верхнеклапанных 4-цилиндровых двигателей, мощностью в 70 сил. Попытки установить на нее автоматическую коробку передач привели к таким большим проблемам, что от этого пришлось отказаться.

Посещение завода Москвич дало нам представление о том, как Советы делают автомобили. Ежедневно там производится 185 машин, что за год составляет 110 000 – половину всего производства в стране. Машины производятся по европейским стандартам, работы широко автоматизированы.
слева внизу - автор за работой в гостинице напротив Кремля и собора Василия Блаженного. Стоимость номера - $11.25, включая еду и переводчика.
Количество производимых в России грузовиков более внушительно, так как вся транспортная система страны зависит от них. С конвейера ЗИЛа грузовик скатывается каждые 2,5 минуты. Попутно с грузовиками ЗИЛ производит 1500 велосипедов и 30 холодильников ежедневно. Я был поражен тем, что треть рабочих здесь женщины, и особенно - тем, как они справляются с мужской работой.
Побывав на этих фабриках, я смог оценить технические знания и умения русских. Дело в том, что наш автомобиль (автор называет его Виктор) достиг Москвы немного разбитым. Случай настиг нас посреди Польши, где путешественник должен считаться с крестьянами, спящими на своих гужевых телегах, детьми на велосипедах в их рост, животными, гуляющими по шоссе и т.д.
Нам же встретилась женщина на велосипеде, которая решила повернуть прямо перед нашим носом. Она не обернулась даже на визг шин и вой сигнала. Она снесла антенну и вышибла собой лобовое стекло, но чудо – мы не только не убили ее, но даже не переломали кости.

Потрясенные, но довольные, что все так благополучно закончилось, мы доехали до Варшавы с ветерком на лицах. Там нам закрепили плоский кусок пластмассы вместо лобового стекла, но его углы, конечно, торчали. Только в Москве, через 1300 ветреных километров, мы с радостью получили телеграмму с английского завода Воксхолл, что новое лобовое стекло уже в пути.
Но еще до того, как стекло прибыло, мы посетили ЗИЛ, и главный инженер настоял, чтобы его мастера провели ремонт. К вечеру Виктор был возвращен нам как новенький. Части пластмассы были согнуты и обрезаны так, что лучше и нельзя было пожелать. Фара была заменена, антенна установлена, царапины закрашены с точным подбором цвета. В качестве бонуса машина была вымыта и отполирована. Этот маленький пример работы предприятия показывает, как страна, прежде отсталая в экономическом отношении, смогла первой запустить спутник.
Потрясением было также наше посещение Политехнического музея, где 20 000 образцов работающих моделей современных машин и оборудования находятся в 50ти залах: газовые турбины, гидроэлектростанции, доменные печи, счетные машины. Все заполнено группами школьников, и неожиданно было видеть 10-летних девочек с косичками, пристально осматривающих модель металлопрокатного завода или сложных станков.
Еще один пример этого научного пыла я увидел в офисе журнала «Техника Молодежи». Его 500 000-ый тираж печатается за государственный счет и ограничен лишь из-за дефицита бумаги. В нем показываются новейшие разработки простыми словами и в юмористических комиксах.
Последним, что мы видели на московском горизонте, уезжая на запад, была башня 32-этажного дворца науки – говорят, это самое высокое здание в Европе. Это новый университет, построенный для обучения 17 000 студентов.
Проезжая вновь мимо лачуг и колонн грузовиков, я подумал, что если отставить в сторону политику, то эта страна, в три раза большая, чем Америка, живет духом первопроходцев Дикого Запада, усиленным жаждой знаний XX столетия.

Много ли осталось у нас, детей и внуков тех людей, их духа первопроходцев - вопрос риторический.
А тираж "Техники молодежи" - 50000 экземпляров вроде как, вдесятеро меньше.


спасибо за ссылку mgsupgs

Tags: 50-е, Москва, Политехнический, СССР, история, наука/техника/производство, общество, фоторепортаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments